Путь от Хабаровска до Полетного занимает чуть меньше двух часов. Едем без приключений по ровной чистой дороге, считая ворон - черные птицы важно, будто нехотя, поднимаются с трассы, уступая нам. То и дело попадаются скошенные на бок дома-развалюшки, навсегда брошенные хозяевами. Наконец видим надпись: "Полетное" и знак - круг и колос. Полетненский совхоз когда-то гремел на весь край, сейчас тоже работает, и вполне успешно.
Когда деревья были...
У дороги за решетчатым забором весело гудят детсадовцы, кружащие вокруг воспитательницы. Останавливаемся уточнить адрес Дома культуры, и малышня тут же поднимает шум: "Это чья-то мама приехала! Сейчас заберет кого-то!" Оценивают, что никого забирать не буду, и теряют ко мне интерес - в детстве всегда найдется масса вещей увлекательней заезжей тети.
Буквально сразу за детсадом центральная площадь с проклюнувшимся из-под снега фонтаном - гордостью селян. Снег тут все еще белый - не чета городскому. У площади двухэтажки - выше домов в Полетном не найдешь. Да местным и не надо - в селе чуть больше 1200 жителей. Вроде все ожидаемо, но чего-то не хватает...
- Шума городского вам не хватает, - встречает меня руководитель сельского Дома культуры Анна Негрозова. - Каждый, кто сюда приезжает, первым делом обращает внимание на тишину. Тут тишина невероятная. И воздух. Потом вернетесь - спать будете крепко-крепко.
Анна Владимировна - одна из потомков перебравшихся в Полетное белорусов. Под крышей Дома культуры собрана коллекция предметов быта первых переселенцев - вещи передавали в дар селяне, чтобы сохранилась народная культура. Вместе с бывшей коллегой Ириной Михайловной Осипенко - правнучкой переселенцев - они проводят для меня экскурсию.
- Жаль, из бабушек никто пообщаться не может - здоровье подводит уже тех, кто остался, - вздыхает Ирина Михайловна. - Правнуки переселенцев сами уже пенсионеры в основном, как я. Память о них храним, у меня все родственники записаны в тетрадочку.
Полетное появилось на карте в начале прошлого века. Место в тайге определили для переселенцев из Беларуси в основном из Могилевской губернии. Добирались семьями, но первые жилища строить отправились только мужчины, оставив женщин и детей ждать в ближайшем селе. Как трудно им было, представить может тот, кто хоть раз пытался освоить участок в тайге. Густая растительность сменяется болотом, тут и дикие звери, и полчища насекомых. То жара, то лютый холод. Из плюсов - реки. Село основали между двумя горными реками Кией и Хором, где было много рыбы.
Трудолюбивые и усердные белорусы с задачей справились - Полетное зажило. Теперь тут потомки тех переселенцев: шесть внуков, правнуки и праправнуки. Сменялась власть, вихрем промчалась по селу Гражданская война, оставив после себя память о партизанском сопротивлении в сделанном подростками барельефе. Он и сейчас стоит в школьном дворе. Полетненское сельское поселение включает в себя еще два села - Петровичи и Прудки. Кстати, названия давали по подобию родных могилевских, и там есть Марусино, Прудки, Черняево и Ольшаны.
В Петровичах сохранился один из домов переселенцев - у самой дороги. Вид имеет неказистый, но еще держится. Местные говорят: не развалился, потому что раньше деревья были не чета современным, крепкие и здоровые.
- Наши предки приехали сюда за лучшей жизнью, на своей Родине им было сложно, - рассказывает Негрозова. - Мой прадед получил три золотых рубля на переезд, хватило перебраться и построить дом. Сложно было, и на сельском кладбище много детских могилок, датированных прошлым веком - маленькие не выдерживали суровых условий дальневосточной земли.
Пойдем копать бульбу
Родную белорусскую речь в Полетном не слышали давно - поколение, говорившее на этом языке, уже покинуло мир. Правда, оставило своим внукам и правнукам характерные словечки.
- У нас даже дети часто называют дом хатой, говорят "картоха" и "бульба", - перечисляет Негрозова.
- То есть в вашей версии пелось бы: "Антошка, пойдем копать бульбу"?
- Да, для нас это привычное название, - смеются женщины.
Большой зал компактного (по городским меркам) Дома культуры, где по выходным проводят дискотеки, сегодня стал выставочным залом. Самые многочисленные экспонаты - расшитые сельскими мастерицами рушники. Разного размера: под иконы и под праздничные пироги, для украшения стен, для изголовья кроватей. Аккуратные стежки, ниточки нигде не запутаны, работа невероятно кропотливая. Часто повторяются типичные белорусские орнаменты, их благодарные потомки используют для оформления баннеров к мероприятиям с национальным колоритом.
- А вы представьте, что это женщины вышивали не от скуки - весь день проработают в поле или со скотиной провозятся, детей накормят, дом приберут, еды наготовят и садятся за рукоделие при свете лучины, - разглядываем с Анной Владимировной невероятные, будто объемные, цветы, вышитые сто лет назад. - Им хотелось украсить свой дом, чтобы был уют. Казалось бы - просто полотенце, а сколько тепла и души в него вложено! И ведь никаких схем у них не было, сами придумывали либо у других мастериц перенимали. Или повторяли, что им понравилось.
Так, в одной из полетнинских хат на стене долгие годы висела вышитая местной умелицей битва Пересвета и Челубея. Потом внуки передали полотно в Дом культуры - потомки переселенцев уже не украшают свои жилища бабулиным творчеством. Не нужны им и многие инструменты предков, предназначение некоторых из них могут только предположить. Или отличить, какие дощечки для стирки белья, а какие для глажки. Подсказываем: для глажки - с зубчиками.
- Пробовали по старинной технологии гладить вещи. Эффект, конечно, не тот, да и тяжело это, - дает подержать инструменты директор ДК.
Увесистая достаточно штука - такой помашешь денек, и никакого фитнес-клуба не надо! Впрочем, прежние предметы быта почти все тяжелые - что самодельная подставка под лучину, напоминающая крупную торговую гирю с просверленным сверху отверстием для горящих палочек, что выдолбленное из дерева корыто для купания малышей.
Употребить через век
В этом музее разрешают не только трогать руками, но и пробовать на вкус. Специально для "СОЮЗа" экспозицию дополнили свежей выпечкой. Запах, исходящий от нее, заставляет постоянно возвращаться к столу. Предложение попить чай принимаю с радостью.
- Драники, колдуны, налистники с творогом - пробуйте! И сметану обязательно берите, - приглашают женщины.
Налистники - это те же блины, но по особому рецепту, не похожие на привычные. В Полетном рецепты национальных блюд передают из поколения в поколение. Так что мы пробуем те же драники из бульбы, какими угощали гостей и сто лет назад. Вкусно, честное слово. Жаль, много не съешь - слишком сытно.
- Белорусов всегда отличала хлебосольность, - улыбается Анна Владимировна. - Гостей старались накормить самым вкусным, обязательно удобно устроить, даже если сами хозяева будут вынуждены на полу спать. Это уж так заведено.
- А еще белорусы очень дружелюбные, - добавляет Ирина Михайловна. - У нас в селе конфликты - большая редкость. Наверное, это свойство характера помогло нам спокойно "проскочить" девяностые: когда в городах процветал криминал, здесь было тихо и мирно. Только слышали разные ужасы, что шапки у людей срывали да сережки из ушей. Тут, слава богу, такого не было. Да и кто бы грабил - мы же все родственники: близкие или дальние. У нас одно на всех село!
Примечательно, что и мечта на всех одна - побывать в настоящей Беларуси и сравнить ее с местной, дальневосточной. Пока осуществить ее удалось лишь единственной землячке, переехавшей на родину своих предков. Оттуда она шлет фото с видами Синеокой и пишет, что очень скучает по Беларуси своей, маленькой и самобытной.
- Вы знаете, у нас люди, если уезжают, обычно возвращаются обратно - трудно без нашего села. Сама переезжала в Хабаровск и вернулась, - признается Анна Негрозова. - Здесь ты на своем месте, чувствуешь связь поколений, что ли. И хочется передать детям любовь к нашему поселению.