История Московского дворца пионеров началась в 1936 году на базе Городского Дома пионеров. Но современный облик ему придал Владимир Локтев, начав работать с ансамблем в декабре 1941 года. А уже в марте 1942-го начались совместные выступления оркестра, танцевальной и хоровой групп. Первые выступления ансамбля под руководством Локтева состоялись зимой 1942 года в действующей армии под Смоленском на Калининском фронте: дети давали концерты для раненых бойцов в госпиталях, для рабочих на заводах. Ансамбль часто выступал на радио в прямом эфире. Только за последний год Великой Отечественной войны ансамбль дал более 100 концертов в госпиталях, воинских частях, на предприятиях, призывных пунктах.
Специально для ансамбля в разные годы писали музыку композиторы: Д. Кабалевский, А. Островский, А. Пахмутова, Т. Потапенко, А. Флярковский, М. Фрадкин и другие. В составе ансамбля делали свои первые шаги на сцене Ролан Быков, Александр Пашутин, Марк Пекарский. В 1962 году, когда на Ленинских горах открылся новый Московский городской Дворец пионеров и школьников, в новом дворце для ансамбля отвели целый этаж - с большими репетиционными классами, раздевалками и костюмерными для хора, оркестра и танцоров.
С 2012 года художественный руководитель Ансамбля песни и пляски имени В.С. Локтева - Леонид Фрадкин. Он рассказал "РГ" о том, что музыкальный коллектив стал один из символов Московского дворца пионеров, одной из его визитных карточек.
"С 1937 года мы воспитали более 100 тысяч детей, многие из которых впоследствии связали свою жизнь в творчеством. И тем приятнее, что навыки, полученные в нашем коллективе, помогали и помогают им до сих пор на профессиональном пути, - сообщил Леонид Фрадкин. - Но даже те, кто решил избрать для себя другие специальности, другие профессии, с творчеством на первый взгляд не связанные, через годы приводят к нам своих детей и внуков. Думаю, это значит, что мы все делаем правильно".
Он отметил, что в ансамбле сейчас занимаются дети от 2,5 до 18 лет. Их репертуар состоит из песен и танцев народов мира, а также из музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов. А выпускники поступают в ведущие российские творческие вузы - Московскую государственную академию хореографии, Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского, Академию имени Гнесиных.
Участие школьников в творческих коллективах в рамках дополнительного образования способствует развитию у детей разносторонних креативных способностей и навыков и соответствует задачам проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".