Как и любой креативный продукт, кино, сериалы или их составные элементы, например сценарии, представляют собой объекты интеллектуальных прав. Авторские права возникают автоматически в момент создания произведения, однако, для того чтобы иметь козырь в рукаве на случай спора об авторстве, очень полезно заранее позаботиться о подтверждении этих прав. Раньше для этого шли к нотариусу или отправляли себе самому заказное письмо с экземпляром произведения. Сегодня для этого существует услуга цифрового депонирования, о которой рассказал генеральный директор сервиса n'RIS Николай Турубар: "Мы берем ваш объект, помещаем его в защищенную ячейку, шифруем, записываем данные о нем в общественно-государственной блокчейн-инфраструктуре РЦИС.РФ и выдаем вам свидетельство о депонировании, с которым наши клиенты пока ни разу не проиграли в судах".
По словам Николая Турубара, вся процедура занимает несколько минут: файл с компьютера переносится в онлайн-ячейку, снабжается описанием (при этом сам сервис не знает, что именно находится в ячейке, утечки от него быть не может), далее происходит шифрование файла, осуществляется трехкратное резервирование и простановка цифровых меток места и времени КриптоПро или, для зарубежных юрисдикций, OriginStamp. Представитель n"RIS уточнил, что при наличии свидетельства о депонировании в 84% случаев споры решаются в досудебном порядке - достаточно простой претензии.
Проект "Hypergraph.Кино" в свою очередь позволяет автоматизировать работу с каталогами аудиовизуальных произведений, вести учет приобретенных и использованных лицензий, а также расчет и распределение вознаграждений. Он незаменим для продюсеров, дистрибьюторов, кинотеатральных сетей и всех, кто так или иначе участвует в кинорынке, особенно в процессе масштабирования бизнеса. Так, заинтересованный пользователь может в считаные секунды получить выборку по заданным параметрам, например, найти исчерпывающий ответ по запросу "Сериалы в жанре триллер, которые можно было бы продать в Испании в марте 2025 года". Без сервиса задача поиска подходящего коммерческого предложения заняла бы недели две.
"Hypergraph.Кино" - это модульная система, способная переварить любой объем каталогов и данных", - отметил коммерческий директор проекта Павел Марченко.
Первый модуль - это каталоги аудиовизуальных произведений с метаданными, описывающими каждый объект по 25 параметрам, с кастомизируемым справочником по видам прав, территориям, площадкам, а также с удобным поиском. Второй - система для работы с правами и договорами, позволяющая сэкономить время и исключить коллизии при заключении сделок. Третий модуль - управление кинопрокатом: роспись кинотеатров, учет всех платежей и задолженностей, управление логистикой копий и рекламных материалов. Четвертый модуль предназначен для автоматизации сбора и распределения роялти.
Важно, что "Hypergraph.Кино" легко кастомизировать под конкретные задачи клиента, а в прошлом году Ассоциация АПКИТ рекомендовала его как надежное решение для нужд кинорынка.
После того как интеллектуальные права зафиксированы и тем или иным способом расписаны, приходит время подумать о монетизации контента. Здесь неоценимым для креаторов может оказаться маркетплейс для покупки и продажи прав на творческий контент IPEX. Среди более чем 1,5 млн единиц материалов, представленных на платформе, объекты самого разного типа - от музыки и видео до текстов и фотографий. По словам руководителя проекта Дарьи Воиновой, киноиндустрии могут быть особо полезны футажи с аэросъемкой или музыкальные композиции, которые можно использовать в саундтреке. Именно на IPEX были приобретены права на музыку для сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте" и многих других известных сериалов и фильмов.
Особенность платформы в том, что в ее функционал "зашита" крайне продвинутая юридическая подложка. При заключении сделки автоматически формируется договор, который учитывает все необходимые условия: срок, территорию, способы использования объекта. На выходе получается грамотный юридический договор, который заверяется электронной подписью. При этом, разобраться в нем крайне просто, так как все оформлено с применением современных технологий и интуитивно понятных решений на основе LegalDesign. Это позволяет сэкономить время и деньги на услугах дорогостоящих юристов и сомнительных посредников.
А еще на IPEX пользователь никогда не останется один на один с бездушной машиной, отметила руководитель проекта Дарья Воинова: "Если вы что-то не нашли, вы всегда можете обратиться в службу поддержки. Наши специалисты вникнут в задачи вашего проекта и помогут подобрать необходимый контент. Мы настроены на долгосрочное сотрудничество".
Монетизация может оказаться весьма проблематичной, если контент украден пиратами. Слитая в первый уикенд проката копия легко может стоить бокс-офиса. Поэтому важна не только пассивная защита, например предварительное депонирование продукта на n'RIS, но и активная борьба с нарушениями. Как рассказал Николай Турубар, в этом киноиндустрии и медиахолдингам поможет сервис "Антипиратство": "Нейросети по цифровому отпечатку и облаку тегов ищут контент на десятках миллионов площадок. При этом ИИ имитирует поведение пользователя в поисках пиратского контента: "слово пацана смотреть бесплатно", "слово пацана онлайн бесплатно в HD-качестве". Неважно, что контент переведен, пережат, зеркально развернут, снабжен титрами, - "Антипираство" найдет его".
После того как как контент найден, система в автоматическом режиме разошлет досудебные претензии администраторам сайтов, провайдерам хостинга и регистраторам доменных имен. Если претензия не возымеет действия, к работе подключатся юристы "Антипиратства", которые напишут необходимые обращения в Роскомнадзор или Мосгорсуд. Так или иначе, найти удается 99% пиратских копий, из которых 90% незамедлительно блокируются.
Мониторить контент можно не только на сайтах и платформах, но и в режиме реального времени: в теле- и радиоэфире, соцсетях, в потоковом аудио и видео. Для этого служит сервис SonicScout. По словам руководителя проекта Евгения Хильченко, данный инструмент в равной мере полезен правообладателям, заинтересованным в пресечении нарушений авторских или смежных прав, компаниям, стремящимся защищать свои бренды и проводить мониторинг и анализ их упоминания в СМИ и блогосфере, и, разумеется, креативным индустриям, и в том числе кинобизнесу, заинтересованному в оценке восприятия контента и пресечении нарушений. "Трейлер, музыка, обсуждения фильма на радио, ТВ или в подкасте, - все это, разумеется, попадет в мониторинг, с указанием модальности упоминания и многими другими дополнительными параметрами. А на основе этой информации продюсеры или дистрибьютеры смогут скорректировать маркетинговую стратегию или пресечь нарушения", - подчеркнул Евгений Хильченко.
Среди вопросов, которые возникли у аудитории, возможность регистрации творческого псевдонима или, например, фиксации прав на такое произведение искусства, как скульптура. Подробную информацию обо всех нюансах работы сервисов можно найти возле их стенда на выставке.