О переходе на экологичные виды транспорта заговорили давно. Власти региона вместе с бизнесом даже разработали отдельную "дорожную карту". Планы весьма оптимистичные: к концу 2030 года каждая десятая машина на областных дорогах должна быть электрокаром.
В теории все для этого есть. Так, на калининградском заводе "Автотор" уже собирают собственные электромобили "Амберавто А5". Именно они стали флагманским продуктом для проекта по электрификации российского эксклава. Первую партию отечественных электрокаров отправили дилеру и агрегаторам такси.
Новую машину, кстати, приняли на ура. Она привлекает внимание не только калининградцев, но и гостей региона. По словам водителей, многие расспрашивают об электрокаре, интересуются его характеристиками, уточняют, насколько он надежный и как много способен проехать от одной зарядки.
- Для меня не принципиально, на какой машине ехать. Но калининградский автомобиль выглядит, конечно, привлекательно. Было удобно, я осталась довольна и, признаюсь честно, даже чаевые оставила водителю после того, как узнала, что меня везут на электрокаре. Волей-неволей задумалась об экологии, - поделилась своим мнением москвичка Оксана Петрачкова, которая приехала в отпуск в Калининградскую область.
Еще один плюс в копилку грядущего эксперимента - само производство электрокаров будет практически на сто процентов локализовано в регионе. Поможет в этом гигафабрика по сборке тяговых аккумуляторных батарей, которые являются "сердцем" любого электромобиля. Завод сможет производить до десяти тысяч аккумуляторов в год, и это не предел. Батареи будут сразу устанавливать в электрокары.
- В то время как в мире набирает популярность тренд на развитие электротранспорта и сопутствующей инфраструктуры, в регионе уже создаются условия для развития производства и использования электрических транспортных средств. Стоит отметить, что в начале этого года подписана масштабная программа развития электромобильности Калининградской области на среднесрочную перспективу. Он позволит создать новые для российского рынка сервисы - например, "батарея как услуга", - отметила президент управляющей компании топливного дивизиона Росатома Наталья Никипелова.
Ставку на высокую локализацию и уникальную компонентную базу делают не просто так. Для успешного проведения эксперимента по переходу на электротранспорт регион должен стать максимально независимым от импорта. И над этим нужно еще много работать.
- Почему нужны свои комплектующие? Дело в том, что 40-60 процентов от цены электромобиля приходится на аккумуляторную батарею. Однако без поддержки государства реализовать в полной мере программу перехода на электротранспорт нельзя, - прокомментировал президент калининградского завода-производителя Денис Пак. - Здесь важно скорректировать и увеличить объем производственных инвестиций. Их основная часть должна пойти на развитие уникальной компонентной базы, которая сможет закрыть потребности не только конкретного предприятия, но и отечественной отрасли в целом. Речь идет о самых современных электродвигателях, редукторах, силовой электронике, бортовых зарядных устройствах и многом другом. Сейчас таких компетенций в России в нужном объеме и на необходимом технологическом уровне нет.
То же можно сказать и про инфраструктуру для электрокаров. Активно развиваться она начала лишь в последние два года. Именно нехватка зарядок отпугивает калининградцев от покупки электромобилей.
- Если я правильно помню, то их не больше 20 на всю Калининградскую область. Я часто мотаюсь из областного центра в город Советск на границе с Литвой по работе. Там зарядная станция появилась только в прошлом году, - подчеркнул владелец электрокара Игорь Самсонов. - До этого приходилось заряжаться заранее. В целом для нашей области это хороший вид транспорта: расстояния маленькие, суровой зимы, как в Сибири, нет. Так что за заряд аккумулятора можно не переживать: его хватает примерно на 300 километров. Ну и, конечно, экономия. Полный бак электрокара стоит около 900 рублей. Если добавят больше зарядок, то совсем хорошо станет.
Это проблему в регионе будут решать. В правительстве Калининградской области уже рассказали о планах по установке 22 зарядных станций до конца 2024 года. А в 2030-м их число доведут до 800 штук. При этом основной упор сделают на торговые центры и многоквартирные дома. Там заряжать электрокары, по мнению экспертов, удобнее всего.
Немаловажную роль в успехе эксперимента сыграет доступность электротранспорта. Пока цены на новые отечественные модели "кусаются". Калининградский электрокар, например, стартует от 3,3 миллионов рублей. И это ощутимый барьер для жителей эксклава.
- Я понимаю, что экология важна, и за электромобилями, вероятнее всего, наше будущее. Но это слишком дорого. Кроме того, непонятно, как эти машины обслуживать. Вопросов много. Лично я к переходу пока не готов, - отметил калининградец Максим Иванков.
Не готовы к нему и владельцы небольших автомастерских, в которых калининградцы привыкли обслуживать подержанные машины. Гарантию на тот же "Амберавто А5" дает завод-производитель, а сервисом занимается дилерская сеть.
"Вряд ли кто-то после истечения гарантийного срока пригонит такой электрокар к нам. Все компоненты там меняются блоками. Ремонт будет дорогостоящим, да и специалистов по электрокарам у нас не так много", - прокомментировал директор автосервиса Антон Прокошин.
Все эти обстоятельства власти пообещали учесть при вынесении окончательного решения о необходимости проведения эксперимента в Калининградской области.
В Минэкпроме Калининградской области рассказали, что эксперимент по переходу на электротрнаспорт поможет сформировать дополнительную нормативно-правовую базу. Кроме того, будут разрабатываться меры поддержки новой для региона отрасли.