29.03.2024 03:00
В мире

Китай и Таджикистан: взаимовыгодное сотрудничество в области зеленого развития

Текст:  Тахмина Наджихуджаева
Российская газета - Спецвыпуск: Дыхание Китая №69 (9311)
Китай и Таджикистан расширяют взаимовыгодное сотрудничество в борьбе за экологию. Обе страны предпринимают действия в рамках процесса реализации Стратегии развития зеленой экономики на период с 2023 по 2037 год.
/ Медиакорпорация Китая
Читать на сайте RG.RU

У Таджикистана благодаря уникальному географическому положению есть преимущества перед многими странами при переходе на чистые источники энергии. В год солнце светит более трех тысяч часов - солнечные батареи могут быть загружены по полной. По количеству гидроресурсов Таджикистан занимает третье место в мире. В стране насчитывается 11 крупных и около 300 средних ГЭС. Гидропотенциал страны в три раза превышает текущее потребление электроэнергии по всей Центральной Азии, однако используется не более 5-6 процентов от его объема. В гидроэнергетику страны, в производство возобновляемых источников энергии требуются большие вложения.

Дильшод Шарифи, начальник управления Министерства экономического развития и торговли Таджикистана:

"В прошлом году в рамках визита президента Таджикистана в КНР было подписано несколько двухсторонних меморандумов. Один из них посвящен сотрудничеству в области зеленой экономики. В его рамках мы сейчас прорабатываем вопрос привлечения инвестиций в области создания и производства возобновляемых источников энергии, а также создания совместных предприятий по производству солнечных панелей и батарей для электромобилей".

Одно из ключевых направлений зеленой экономики - переход на экологически чистый транспорт. Илхоми Хушнуд уже год как пересел на электромобиль. Полного заряда хватает почти на 400 км. Стоит это в три раза дешевле, чем заправка машины с двигателем внутреннего сгорания.

Илхоми Хушнуд, таксист:

"Я ценю экономичность, чувствуется потрясающая разница не только в экономии бюджета семейного, но и в самом движении. Раньше я сталкивался с проблемами при зарядке, сейчас их нет. Я доволен".

На сегодняшний день в республике действуют 77 из 169 запланированных зарядных станций. Численность такси, которые работают на электрической тяге, пока составляет лишь 17 процентов, однако уже через два года все службы такси Душанбе должны полностью перейти на экологически чистый транспорт.

Мансур Рахмонов, начальник отдела по связям с общественностью и СМИ "Душанбенаклиётхизматрасон":

"Существует программа развития электромобилей в Таджикистане на 2023-2028 годы. Приоритетами электромобилей являются энергоэффективность, сокращение выбросов парниковых газов, вредных выбросов, загрязнения воздуха в условиях глобального изменения климата, улучшение городской среды и безопасность дорог".

Таджикско-китайские отношения, в том числе и обмен опытом в сфере зеленой экономики, смогли выйти на новый уровень, благодаря недавнему визиту в Китай спикера верхней палаты Таджикистана и мэра города Душанбе Рустами Эмомали. В ходе переговоров с китайской стороной удалось подписать контракты на сумму около 400 млн долларов.

Амонзода Эгамберди, сотрудник Министерства транспорта Таджикистана:

"Реализация таких проектов на фоне вложения инвестиций безусловно повлияет на динамику таджикской экономики. Например, в будущем снижается зависимость от импорта бензина, сжиженного газа".

Уже принято решение о создании с Китаем совместного предприятия по сборке электромобилей. Вложения в этот проект составят более 25 млн долларов.

Общий приток инвестиций из КНР в Республику Таджикистан с 2007 года и по настоящее время превысил 3,34 млрд долларов. Из них более трети - прямые инвестиции, в том числе и в проекты, связанные с зеленой экономикой.

Международные ТОР у границы РФ и КНР способны дать дополнительный импульс зеленому развитию
Китай