Виталий Анатольевич, на Дальнем Востоке за последние несколько лет появились новые производственные объекты, активно идет жилищное строительство. Как изменился объем потребления электроэнергии?
Виталий Стороженко: Мы обслуживаем семь субъектов: Приморский и Хабаровский края, ЕАО, Амурскую область, Якутию, Камчатку и Сахалин. По итогам минувшего года наблюдаем увеличение энергопотребления почти на миллиард киловатт-час (+4,3 процента к 2022 году). Это довольно высокий показатель. Дальний Восток развивается, потребление растет, и динамика устойчивая. Политика опережающего развития, которую сегодня государство проводит в ДФО, разного рода меры поддержки сыграли свою роль.
В ДФО строятся новые производства. В частности, в Приморье почти 12-процентный рост показало сельское хозяйство. В Амурской области продолжает развиваться промышленность, один только Амурский газохимический комплекс в плане электропотребления чего стоит! Продолжается строительство БАМа, в Хабаровском крае появился новый потребитель - компания, добывающая олово. В округе развиваются тепличные хозяйства.
Больше всего нас радует развитие сектора малого и среднего бизнеса. В целом по Дальнему Востоку в этой сфере энергопотребление выросло более чем на 200 миллионов киловатт-часов (+6 процентов к 2022 году). Это говорит, что развивается не только крупный бизнес.
Наблюдаем также увеличение потребления у населения. В частности, в Приморье растет как собственно использование энергии, так и количество лицевых счетов, то есть строятся дома, появляются новые абоненты.
С одной стороны, внедряются энергосберегающие технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве, с другой - мы увидели в декабре, когда были сильные холода, рост потребления предприятиями ЖКХ.
Расскажите об инвестиционной программе на 2024 год.
Виталий Стороженко: Реформа электроэнергетики прошла больше десяти лет назад, и в результате традиционная большая энергосистема разделилась по горизонтальному принципу. На Дальнем Востоке есть общая генерация, крупные предприятия электросетевого хозяйства и мы - сбытовики. У каждого своя инвестиционная программа.
У ДЭК, отвечающей за взаимоотношения с клиентами, масштабная инвестиционная программа, она измеряется сотнями миллионов рублей, но основная ее составляющая - совершенствование системы учета в многоквартирном жилом фонде. Мы проводим масштабную модернизацию, устанавливая современные приборы учета, которые облегчают жизнь и нам, так как передача показаний идет дистанционно через облачный сервис, и клиенту - он получает доступ к информации о различных параметрах своего потребления электроэнергии, в том числе к объему расхода.
Увеличиваем количество различных интерактивных сервисов, которые позволяют без визита в наши офисы самостоятельно решать все вопросы с мобильного телефона. В нашей программе модернизации по максимуму используем оборудование и программные продукты российского производства.
Ваша компания для обслуживания клиентов давно использует "цифру". Какие новые возможности открыли они для себя компании в 2023 году?
Виталий Стороженко: Мы активно внедряем единый платежный документ для территорий. Когда кроме снабжения электроэнергией предоставляются другие услуги (обеспечение водой, теплом, работа домофонов), увеличивается количество вопросов, которые задают клиенты, и везде своя специфика. Менеджер, общаясь с клиентом, должен уложиться в 20 минут - это типовой стандарт. Сейчас среднее время обслуживания - около пяти минут.
В каких-то регионах, где мы одновременно оказываем большое количество услуг (до 15-ти и более), время обслуживания больше среднего, но тут очень помогают интерактивные сервисы - личный кабинет, электронная квитанция, передача показаний онлайн, интернет-приемная. Для консультаций клиентов мы используем и постоянно совершенствуем сервис умного помощника, в автоматическом режиме он работает круглосуточно по телефону контакт-центра, а в мобильном приложении ДЭК его версия доступна в виде голосового помощника.
Мы развиваем технологию видеозвонка. Это инновационная разработка российских специалистов для удаленного обслуживания "Видеоконсультант" (или роботизированный офис-менеджер). Его главная особенность - возможность общаться с консультантами из любой точки мира по видеосвязи. Частные и корпоративные клиенты могут получить здесь в режиме "одного окна" помощь по расчетам за электроэнергию и тепло, ответы на любые вопросы по энергоснабжению, оплатить услуги.
Мы запустили собственный сервис оплаты квитанций, который работает без регистрации и банковских приложений: оплатить все услуги можно напрямую, просто отсканировав QR-код на квитанции.
Уменьшилась ли в связи с этим доля бумажных квитанций?
Виталий Стороженко: Конечно. Мы это направление развиваем пятый год. В бумажных квитанциях, кому они нужны, не отказываем, но сегодня грамотных потребителей все больше. У нас в общей сложности 2,5 миллиона лицевых счетов и примерно миллион потребителей получают квитанции в электронном виде (прирост на 144 тысячи, или +6 процентов к 2022 году).
Каков объем задолженности физических и юридических лиц перед ДЭК? Как работаете с неплательщиками?
Виталий Стороженко: Если говорить о юридических лицах, должники у нас чаще всего в сфере ЖКХ, обычно водоканалы и территориальные сетевые организации.
И с первой, и со второй группой должников урегулирование задолженности, к сожалению, находится в основном в правовой плоскости.
Картина неидеальная, но мы видим подвижки.
Принятые на уровне правительства РФ решения по консолидации имущества сетевых организаций, их укрупнение позволяют исключать финансово неустойчивые компании из обеспечения территорий качественным энергоснабжением. Аналогичные инициативы обсуждаются сегодня в правительстве РФ по предприятиям водоснабжения и водоотведения, эти предложения мы также считаем верным направлением развития комплекса ЖКХ.
По лицевым счетам физлиц картина тоже меняется. В начале 2023 года задолженность была по 369 тысячам лицевых счетов, а на конец года - по 340 тысячам. 82 процента наших клиентов платят добросовестно.
Много разговоров ведется по поводу тарифов, изменения порядка формирования цен. Что ждет Дальний Восток?
Виталий Стороженко: Для физических лиц системных изменений в тарифообразовании не планируется. С 1 июля рост для населения будет, от инфляции никуда не деться, но он - сдержанный и понятный для тех, кто потребляет энергию в разумных пределах.
Сейчас появилась инновация, когда для тех, кто превышает потребление на определенную величину (порядка 11 тысяч кВт•ч ежемесячно), тариф будет выше. Такие решения есть, они вступят в силу с 1 июля. Потребителям, использующим электроотопление или другие энергоемкие установки, необходимо будет внимательнее относиться к расходованию ресурса.
И если для населения цена строго регулируется, то для юридических лиц ее формирует рынок. Она зависит от многих факторов, в том числе от стоимости угля. Заметный рост цен на углеводороды мы наблюдали позапрошлый и прошлый года. Как следствие увеличивалась стоимость вырабатываемой тепловыми станциями энергии и закономерно - цена электроэнергии, особенно этот эффект был ощутим в 2023 году. Но в 2024-м мы наблюдаем обратную тенденцию: цены складываются даже с небольшим снижением относительно аналогичных периодов прошлого года, в среднем на 2,5 процента.
Большую часть 2024 года, я предполагаю, мы проживем в сегодняшних рамках. Однако нужно отметить, что обсуждается введение для Дальнего Востока так называемой "ценовой зоны". Речь идет о постепенном внедрении свободных цен на оптовом рынке. По логике должна снизиться стоимость электроэнергии, но пока правительству не удалось согласовать эти решения со всеми участниками процесса. Так что оптимизм по поводу будущего рынка сдержанный.
В холдинг ПАО "РусГидро" в ДФО входят ПАО "Дальневосточная энергетическая компания" (ДЭК), АО "Дальневосточная генерирующая компания" (ДГК), АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (ДРСК), ПАО "Якутскэнерго", ПАО "Камчатскэнерго", ПАО "Магаданэнерго", ПАО "Сахалинэнерго" и ряд других энергокомпаний. Зона ответственности ПАО "РусГидро" в ДФО - 3,1 миллиона квадратных километров.