Действительно, по данным Росстата, с 2018 года на Среднем Урале возделывают не более 800 тысяч гектаров. Варьируется только структура посевов: все больше полей отдается под зернобобовые и кормовые культуры, чтобы обеспечить качественную базу активно развивающемуся молочному животноводству. Но при этом уменьшается овощной клин, ужимаются даже площади картофельных полей.
Между тем в соседних регионах иной тренд - там идет активное освоение целины, точнее, возвращение в оборот заброшенных в 1990-е полей. В Челябинской области за три последних года добавилось более ста тысяч гектаров, в Курганской ежегодно ниву расширяют в среднем на 30 тысяч. В Тюменской размах поменьше, но тоже рост - за три года почти на 20 тысяч гектаров. Почему же Средний Урал отстает?
- Я не вижу ничего страшного в том, что в нашем регионе не наращивают площади обрабатываемых полей. Стабильно засеваемые на протяжении почти десяти лет земли - показатель самодостаточности. Выращиваемого урожая региону хватает для обеспечения своей сельхозпродукцией. Но как только появятся новые задачи: нарастить объемы, расширять рынок или выходить на другие территории, - неизбежно встанет вопрос о введении в оборот дополнительных земель. И к этому надо быть готовыми, - прокомментировала "РГ" ситуацию Валентина Неганова, доктор экономических наук, завсектором развития агропродовольственных систем Института экономики УрО РАН.
О готовности речь идет не зря. При расширении пашни потребуются и дополнительная техника, и вложения в раскорчевку успевших зарасти мелколесьем гектаров, а еще расходы на узаконивание новых территорий. В нынешнем году в бюджете региона заложено на введение в оборот новых земель 54 миллиона рублей. Большая часть (две трети суммы) поступит из федеральной казны. Средства предназначены на проведение кадастровых работ и межевание участков. Все, что будет обмеряно, обсчитано и внесено в реестр в нынешнем году, в следующем сезоне власти обещают передать хозяйствам.
Перспективных территорий, на первый взгляд, хватает. По данным свердловского агентства по привлечению инвестиций, за 30 лет посевные площади на Среднем Урале сократились почти вдвое: в 1990 году в регионе возделывалось около 1,5 миллиона гектаров, а в 2020-м - чуть более 800 тысяч. Площадь посадки зерновых и зернобобовых культур сократилась на 55 процентов, на 57 - картофеля. Самое ощутимое падение по овощам - на 61 процент. Борщовый набор - морковь, свекла и капуста - выращивается сейчас только на 5,1 тысячи гектаров.
- Картина показательная и не очень радужная, но мы воспринимаем ее не как печальную статистику, а как возможность для нового роста. С 1990 года эффективность производства в сельском хозяйстве увеличилась, и наличие свободных площадей - повод для запуска инвестиционных проектов, - говорит заместитель генерального директора областного агентства по привлечению инвестиций Евгений Тарасевич.
Проблема в том, что сейчас на Среднем Урале точки роста и пустующие просторы не совпадают по географии. В юго-восточных районах области, где активно развивается сельхозпроизводство, ощущается острый дефицит пахотных земель, а, скажем, на западе крестьянских хозяйств слишком мало, чтобы осваивать заросшие бурьяном и сосенками бывшие колхозные поля.
- Мы уже забыли, что такое расширение посевного клина. Не хватает ни рук, ни денег для ввода в оборот новых земель, - признался "РГ" Петр Курбатов, начальник Красноуфимского управления АПК.
Это ведомство сейчас курирует два некогда крупных сельхозрайона - Красноуфимский и Ачитский, и в обоих обрабатывается только 60 тысяч гектаров. Недавно клин еще ужался: часть возделываемых плодородных полей ушла под строительство скоростной автодороги Казань-Екатеринбург. Курбатов, впрочем, уверен, что в этом проекте в любом случае больше плюсов: часть территорий близ дороги, попавших во время стройки под каток, со временем вновь будет распахана, ну а сама трасса словно волшебная палочка пробьет путь для инвесторов, готовых вкладываться в сельхозпроекты удаленного от больших городов района.
А вот в ближайших к Екатеринбургу муниципальных образованиях земельные ресурсы на исходе. В пригородах частники еще в 1990-е годы скупили сельхозугодья и теперь стремятся реализовать их с наибольшей выгодой. Но крестьянам запрашиваемую цену не потянуть.
- Собираем по капельке, 20-30 гектаров плюсом распахиваем ежегодно, и то если удалось купить или арендовать в соседних районах. Свои свободные территории чаще уходят под строительство или инфраструктурные объекты - таким образом уже потеряли 4000 гектаров бывших полей, - подтвердил "РГ" глава управления сельского хозяйства Белореченского района Игорь Муравьев.
- Нам очень нужны новые площади. На нынешних обрабатываемых землях уже тесно, а без расширения кормовой базы сложно развивать молочное животноводство, - вторит муниципальному чиновнику сельхозпроизводитель Александр Попков, руководитель народного предприятия "Искра", расположенного в Сухоложском районе. - Но по соседству нет свободных гектаров, а приобретать землю за сотни километров в западной части области не вижу смысла: большие транспортные расходы неизбежно повлекут повышение себестоимости молочной продукции. Приходится идти интенсивным путем - увеличивать эффективность каждой сотки.
Кстати, в Уральском государственном аграрном университете сейчас разрабатывают несколько проектов развития интенсивного земледелия. Видимо, несмотря на внушительные площади заброшенных сельхозземель, без освоения новых технологий возделывания полей в регионе не обойтись.