"Титан незаменим для задач в космосе, авиадвигателях, стоек шасси и прочностных элементов корпуса самолетов. Пока нет материалов с такой прочностью и легкостью одновременно", - говорит доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г. В. Плеханова Павел Севостьянов. Он напомнил, что титановая промышленность в СССР начала создаваться в 1960-е годы, и этот процесс занял десятилетия, а объем производства превышал объемы всех остальных стран в мире.
Однако СССР "брал" не только объемом, подчеркнул эксперт. "Главный минус титана - очень сложная обработка. Его сложно сваривать и отливать. Очень часто используют холодную ковку, почти как штамповка, но медленнее и аккуратнее, в некотором смысле похоже на чеканку. Все дело в технологиях обработки титана - это отличный пример сочетания низкой себестоимости обработки и результата", - объяснил Севостьянов.
В качестве наглядного примера эксперт привел памятник Гагарину на Ленинском проспекте. Он подчеркнул, что 40-метровая фигура сделана на пике развития технологий обработки титана из нескольких цельных кусков, что делает эту скульптуру уникальной.
Изменение экономической географии после распада СССР изменила и рынок титана, продолжает эксперт. Затем, в начале 2000-х годов появились новые технологии, чтобы проводить электролиз непосредственно порошкообразных оксидов, не плавя их. Однако в большую промышленности эти технологии пока не вышли и российский титан продолжал пользоваться спросом.
Для следующего этапа высокотехнологичного производства в мире страны-обладатели ресурсов увеличили инвестиции в полезные ископаемые, включая литий, кобальт и титан, которые необходимы для глобальной зеленой энергетической инфраструктуры и оборонного производства.
"Ключевые игроки в титановой промышленности - Китай, Австралия, ЮАР, Япония, Россия и другие. Здесь нужно разделять виды получаемого продукта. Китай производит наибольший объем диоксида титана, а Россия - металлический объем. Для энергетического перехода самым главным фактором будет являться объем запасов сырья для производства титана. Таких стран с крупными объемами несколько - Австралия, Китай, Россия и Канада. Многие полезные ископаемые невозможно заменить в ближайшем будущем, особенно для передовых военных целей. Когда замена возможна, производительность обычно страдает. Поэтому страны, которые будут инвестировать в разработку и производство, смогут поддерживать в будущем низкие затраты, что даст им непреодолимое преимущество на десятилетия вперед", - сказал Севостьянов.
1 сентября 2023 года в стране начался эксперимент по цифровой маркировке титановой металлопродукции в государственной системе "Честный знак". Эта система была создана в России в 2019 году для борьбы с нелегальным оборотом продукции. Основанием для проведения эксперимента по маркировке титановой металлопродукции стал план мероприятий Минпромторга по устранению нарушений законодательства, связанных с использованием контрафактных материалов, для обеспечения отслеживания товаров в производстве - то есть без участия розницы и онлайн-ритейла в пилотном проекте.
"Титановая металлопродукция, которой производится более 50 тысяч тонн в год, используется во всех высокотехнологичных отраслях, в том числе в авиастроении, космической отрасли, судостроении, двигателестроении, химической промышленности, медицине. Эта продукция является дорогостоящей и основополагающей в конструировании, поэтому допускать даже единичные случаи контрафакта титана нельзя. Именно для минимизации рисков нелегального оборота титановой металлопродукции рассматривается возможность введения государственной системы маркировки", - отметил заместитель генерального директора ФГУП "ВНИИ "Центр" по научной работе Александр Мушков.
В ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки "Честный знак") "РГ" рассказали, что в эксперименте по маркировке приняли участие все ключевые игроки рынка. В рабочую группу включилось 23 участника оборота: 5 производителей, 3 отраслевых дома, 4 научно-исследовательских института и 11 потребителей титановой металлопродукции - производства страны, которые из металлопродукции изготавливают различные изделия, например, суда, самолеты. Такой большой состав обоснован не только заинтересованностью отрасли, но и самой целью маркировки - прослеживать путь от производства до конечного потребителя.
"От качества сырья зависит качество готового изделия. Так как титан является сырьем для продукции в ключевых отраслях, от его качества зависит как жизни и здоровье граждан, так и стратегическое развитие государства в целом", - подчеркнул директор по индустриальной маркировке ЦРПТ Дмитрий Горелик.
Поставленные цели и задачи пилотного проекта были достигнуты, однако в ЦРПТ отметили, что допускают возможность расширения эксперимента на новые типы продукции и этапы прослеживания, а также на розницу и онлайн-ритейл, которые не принимали участие в завершившемся "пилоте".
"Мы поддерживаем введение обязательной маркировки титановой металлопродукции и будем надеяться на положительное решение Правительства по данному вопросу", - заключил Александр Мушков, заместитель генерального директора ФГУП "ВНИИ "Центр" по научной работе.