Зато нынче проехать из конца в конец, петляя по жутким пробкам направо-налево, непросто даже с электронным поводырем. Средний перепробег на таком маршруте в Москве составляет 1,7-1,8 километра. То есть, если расстояние напрямую составляет 10 километров, реально придется проехать 17-18 и столько же назад. В столицах Европы этот показатель почти вдвое ниже.
Но теперь в Москве на завершающей стадии находится строительство участка на южном направлении Московского скоростного диаметра. При "бесшовном" соединении северного и южного участков они создают новую транспортную артерию - бессветофорный скоростной диаметр Москвы с юга до севера. Трасса длиной 68 километров свяжет крупнейшие вылетные магистрали - Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское шоссе, шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, Южную рокаду, Каширское и Варшавское шоссе. В районе станции "Новохохловская" с Московского скоростного диаметра можно будет выехать на Третье транспортное кольцо (ТТК). А на севере продолжением МСД станет федеральная трасса М-11 "Москва - Санкт-Петербург". На востоке - трасса М-12 "Москва - Казань". На юге - федеральная трасса М-2 "Крым" и новая магистраль "Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе".
"Для миллионов автолюбителей создание Московского скоростного диаметра будет означать новую транспортную реальность - более быстрые и комфортные поездки из одной части города до другой", - заявил мэр Москвы Сергей Собянин.
Через весь город, минуя центр, можно будет проехать без единого светофора за 40 минут. В зависимости от расстояния и времени суток время в пути сократится от 10 до 50 минут. Дорога в аэропорты Шереметьево и Домодедово сократится на 20-25 минут.
"МСД - действительно уникальная автодорога, она, пожалуй, даже круче МКАД, - поясняет руководитель департамента строительства города Москвы Рафик Загрутдинов. - Московский скоростной диаметр должен снять до 20 процентов нагрузки с Садового кольца, МКАД и Третьего транспортного кольца".
Это громадное инженерное сооружение, на всем протяжении которой построено 140 дорожных сооружений - мостов, эстакад, тоннелей и 34 пешеходных перехода: подземных и наземных. Для сравнения: количество искусственных сооружений на ТТК было вдвое меньше - около 60.
В большинстве своем магистраль проходит фактически по воздуху. Это самая длинная бессветофорная автотрасса России в черте города. Но ее нельзя считать лишь транзитной автодорогой.
"МСД полноценно выполняет функции внутригородской улицы, - пояснил журналистам заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. - В частности, по расчетам стройкомплекса Москвы, МСД улучшит транспортную связь восьми административных округов столицы, 48 районов, в которых проживает около 4,5 миллиона человек. Вот их передвижение по городу и станет удобнее. Но что значит "удобнее"? Буквально - вы потратите меньше времени на дорогу. Условно: теперь от Химок до Люберец можно будет доехать за полчаса".
Благодаря МСД создается новая прямая транспортная связь не только между западом и востоком, но и между севером и югом города, даже Новая Москва отчасти получает новые транспортные возможности. Перепробег по направлению юг - северо-запад сократится в два раза, по направлению северо-запад - восток - в полтора. Кроме того, внутригородской транзит будет идти в обход центральной части города. Новая дорога позитивно скажется на московской и подмосковной экономике и даже экологии. Во-первых, для предприятий будет создана новая удобная логистика, а значит, бизнес сможет экономить на доставке. А, во-вторых, бессветофорное движение означает уменьшение выхлопных газов автомобилей: МСД обеспечит снижение до 20 процентов вредных выбросов за счет сокращения заторов и снижения перепробега.
Поработали над проектом МСД и архитекторы, добиваясь, чтобы новый транспортный каркас столицы выглядел привлекательно. При подготовке проектной документации северного направления была разработана архитектурно-градостроительная концепция сооружений, входящих в инфраструктуру нового участка. Путепроводы здесь имеют декоративное оформление индивидуального дизайна. В основу архитектурных решений мачт освещения и шумозащитных экранов заложены ломаные линии, сегментные формы с использованием металлических конструкций в сочетании со светопрозрачными материалами. Такое художественное решение придает объектам уникальный современный облик.
Благоустраиваются и территории, прилегающие к МСД. На них предусмотрено озеленение, установка малых архитектурных форм, устройство пешеходных зон и площадок, что создаст прогулочное и спортивное общественное пространство.