02.04.2024 10:48
Ставропольский край

Как на идею расширить присутствие торговых сетей отреагировали в СКФО

Текст:  Юрий Гень (СКФО)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №71 (9313)
Крупным торговым сетям хотят разрешить расширить свое присутствие в регионах с 25 до 35 процентов. Минпромторг России рассматривает такую возможность и уже направил запрос в субъекты, стремясь узнать, как к инициативе относятся местные предприниматели.
Читать на сайте RG.RU

Начинание продиктовано стремлением насытить продовольственный рынок на фоне ухода иностранных компаний. Но существует и оборотная сторона медали: повышение порога присутствия сетевых магазинов может выдавить с прилавков продукцию малых и средних предпринимателей, а также повысить цены. Эта ситуация вызвала бурную дискуссию среди бизнес-сообщества Северного Кавказа.

Заместитель главы министерства промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, общаясь с журналистами, пояснил, что сейчас долю доминирования торговых сетей высчитывают, исходя от объема всех реализованных продуктов за год в денежном выражении. Это играет роль при покупке компанией новых площадей. По его словам, норму уже разрешено увеличивать - но только в качестве временной меры - лишь до конца года. В дальнейшем, возможно, надо принимать поправки в закон о торговле, и тогда это коснется без исключения всех потребителей, включая и регионы СКФО.

Как только в микрорайоне открывается новый сетевой магазин, местные жители переориентируются на него. Обороты соседних торговых точек малого и среднего бизнеса падают, и они закрываются

Сейчас в министерстве стараются понять, стоит ли делать этот шаг.

- Для рассмотрения данного предложения Минпромторг направил запрос в субъекты РФ, - пояснил Виктор Евтухов. - Министерство просило решить вопрос о необходимости и целесообразности изменений в законе о торговле с учетом социально-экономических аспектов в регионе. Их позиции по этому вопросу различны. Нужно учитывать, что увеличение доли крупных торговых сетей на потребительском рынке субъекта может оказать избыточное давление на малый и средний бизнес.

Маркировка товаров принесла в российский бюджет 470 млрд рублей

Анализируя практику последних лет, в Минпромторге делают вывод: когда в микрорайоне города или поселка открывается новый сетевой магазин, местные жители переориентируются на него. В итоге обороты торговых точек малого и среднего бизнеса падают, что может привести в конце концов и к их закрытию. Поэтому Минпромторг прорабатывает вопрос о доле ритейлеров в регионе совместно с местными властями.

По данным министерства, из 47 субъектов страны, 21 одобрил увеличение доли крупных торговых сетей, а 13 субъектов предложили дать им право самостоятельно устанавливать такой порог. Еще 13 пока не успели ответить. Среди них Ставропольский край и республики Северного Кавказа.

По всей видимости, власти регионов СКФО решили занять выжидательную позицию. По крайней мере, именно такое впечатление складывается после опроса, проведенного "РГ" на Северном Кавказе. Представители профильных министерств и ведомств или высказывались нейтрально, или отмалчивались, ссылаясь на занятость и прочее.

Предприниматели, наоборот, заняли резко негативную позицию в вопросе о возможном увеличении доли крупных торговых компаний на рынке. Но здесь нужно понимать, что речь идет о малом и среднем бизнесе, для которого сетевые ритейлеры - практически классовые враги.

Более взвешенную позицию заняли независимые эксперты, с которыми побеседовали корреспонденты "РГ".

- Повышение порога доминирования торговых сетей в регионах до 35 процентов может иметь как положительные, так и отрицательные экономические последствия, - считает аналитик ФГ "Финам" Игнат Ива- нов. - С одной стороны, это может стимулировать конкуренцию, приводя к повышению качества обслуживания и росту ассортимента товаров. Также крупные торговые сети - это емкий источник инвестиций для регионов. Крупные сети обычно нанимают больше персонала, арендуют или строят большие коммерческие площади, оборудуют близлежащую территорию (парковки и дороги).

С другой стороны, по мнению эксперта, возрастает риск вытеснения малого и среднего бизнеса из-за преимуществ крупных сетей в плане ценообразования и логистики. Это почти неизбежная перспектива для них при росте присутствия крупных игроков. Кроме того, увеличение доли доминирования может спровоцировать рост цен на товары для потребителей. Особенно когда одна сеть может устанавливать цены из-за отсутствия конкуренции на рынке. Также это усилит давление на поставщиков продукции, позволяя торговым сетям диктовать более низкие закупочные цены.

- К вопросу расширения присутствия в регионах крупных товарных сетей с 25 до 35 процентов, безусловно, нужно подходить дифференцированно с учетом уровня развития товарных рынков в каждом конкретном регионе, - считает эксперт по малому и среднему предпринимательству, кандидат экономических наук Елена Заверза. - К наиболее негативным последствиям увеличения доли присутствия крупных игроков на рынке является недобросовестная конкуренция, сговор, коррупция.

Россиянам объяснили, как предъявить претензию за доставку некачественных продуктов

С другой стороны, обращает внимание Елена Заверза, благодаря государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей, многие федеральные сети, такие как X5 Group и "Магнит", предлагают формат "фермерская полка", и у сельхозтоваропроизводителей совершенно бесплатно имеется возможность отслеживать потребность федеральных и региональных торговых сетей в поставках продуктов питания, фермерской продукции и направлять в сети коммерческие предложения. Проводимая государственная политика нацелена на увеличение доли локальной продукции на полках ритейлеров.

Мнение

Дмитрий Востриков, исполнительный директор "Руспродсоюза":

- Норма, которая ограничивает розничные сети, поддерживает здоровую конкуренцию и предотвращает монополизацию рынка с установлением высоких цен. Повышение порога доминирования негативно скажется на предложении товаров и их стоимости. В регионах, где доля одного ритейлера превышает 25 процентов, сети могут устанавливать более высокую наценку - зарабатывать на своем доминирующем положении.

Ставропольский край Северная Осетия Чеченская Республика Карачаево-Черкесия Кабардино-Балкария Ингушетия Дагестан