Экологические проблемы Азовского моря назревали не одно десятилетие и связаны с тем, что правительство Украины игнорировало необходимые природоохранные мероприятия, заявил глава Запорожской области Евгений Балицкий. Речь идет, в первую очередь, о расчистке рек, ериков и каналов Азово-Причерноморского бассейна.
Осенью прошлого года ученые зафиксировали самый высокий за всю историю наблюдений уровень солености вод Азовского моря - 14,85 промилле. Показатели вплотную приблизились к данным о солености воды ближайших районов Черного моря - 15 промилле. Это привело к изменению миграции и популяции водно-болотных птиц, а также состава промысловых биологических ресурсов.
Например, из-за этого в Азовском море стали активно размножаться черноморские промысловые креветки и камбала калкан, отмечают ученые Азово-Черноморского филиала ВНИРО.
Появились условия для массового размножения гребневика и сцифоидных медуз, которые питаются икрой пелагических видов рыб - хамсы и кильки.
Сильно сократился ареал распространения и количество пресноводных видов рыб. Например, лещ уже не выходит дальше центральной части Таганрогского залива и Кубанских лиманов. А медузы откровенно мешают прибрежным рыбакам, забивая своей массой орудия лова.
Еще одним негативным последствием массового размножения медуз в Азовском море стало снижение его рекреационного значения: туристы попросту отказываются плавать в "киселе" из планктонных организмов.
Главная задача - снизить соленость Азовского моря, и достичь этого планируется за счет повышения стока рек, говорят эксперты.
- В прошлом году мы провели первый экологический форум в Бердянске с привлечением федеральных органов и представителей всех областей азовского побережья. Приезжала вице-премьер РФ Виктория Абрамченко, которая курирует эту сферу. Мы представили программу, и сегодня Минэкологии РФ выделяет средства для программ системного оздоровления бассейна Азовского моря. В первую очередь, для расчистки малых рек, которые впадают в море и создают высокоэкологичный и необходимый пресный баланс, - рассказал Евгений Балицкий.
Внести вклад в оздоровление экологии Азовского моря также могут власти Ростовской области. В частности, в дело очистки дна. В акватории Таганрогского залива находится 22 затонувших технических объекта и судна. Самый известный из них - колесный пароход "Чичерин", построенный в 1899 году на Сормовском заводе. В 1990-е годы он затонул у Южного мола в акватории порта Таганрог.
- Если не принимать во внимание историко-культурное значение остатков колесного парохода, то проржавевшие его конструкции относятся, скорее всего, к отходам пятого класса опасности - с невысокой степенью вредного воздействия на окружающую среду, - отмечает старший научный сотрудник ЮНЦ РАН, кандидат географических наук Олег Хорошев. - Но такие отходы представляют навигационную опасность, мешают реконструкции портовых сооружений. И их, конечно, желательно утилизировать. В то же время отдельные элементы судна с интересной кинематографической историей можно было бы извлечь для дальнейшего экспонирования на набережной города, к примеру, фрагмент носовой части "Чичерина", его колесной арки, сохранившиеся кнехты и так далее. При необходимости специалисты ЮНЦ РАН, обладая специальным научным оборудованием, в частности, подводным дроном, могли бы способствовать подводному обследованию остатков парохода, прилегающих к нему участков дна в акватории порта.
Справка "РГ"
Уникальная особенность Азовского моря - это его малые глубины (самая большая - 13,5 метра) и низкая соленость. В лучшие годы Азовское море по зарыбленности в шесть раз превосходило Каспийское, в 40 раз - Черное и в 160 - Средиземное море. В начале 1960-х здесь ежегодно вылавливали до 760 тысяч тонн рыбы.