02.04.2024 18:34
Авто

За аккуратное вождение авто предложили установить скидку на транспортный налог

Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №72 (9314)
Привязать аккуратное вождение машины к уплате транспортного налога предложила группа депутатов Госдумы. Они предлагают установить скидку 50 процентов на те автомобили, мотоциклы и прочие транспортные средства, водители которых ни разу за налоговый период не нарушили Правила дорожного движения. Законопроект внесен в Госдуму.
Транспортный налог и топливный акциз идут на ремонт и строительство дорог. То есть, по сути, на пользу автовладельцам. / Сергей Михеев
Читать на сайте RG.RU

Как говорится в пояснительной записке, статистика нарушений Правил дорожного движения продолжает неуклонно расти. В 2022 году число штрафов, наложенных ГИБДД на нарушителей правил, достигло 201 миллиона на сумму порядка 136,8 миллиарда рублей. В сравнении с 2021 годом количество штрафов выросло на 12%.

А согласно официальной статистике Госавтоинспекции, по итогам прошлого года количество административных дел по нарушениям ПДД выросло до 240 миллионов. А сумма штрафов превысила 170 миллиардов рублей.

Эти данные показывают негативную динамику соблюдения водителями Правил дорожного движения. При этом существует огромное количество водителей, добросовестно исполняющих все установленные правила и требования. Именно их интересы в первую очередь страдают от действий водителей, которые эти правила нарушают.

"Действующим законодательством предусмотрена обширная система штрафов за нарушение Правил дорожного движения, однако нет норм, которые бы в должной мере поощряли добросовестных водителей, не создающих аварийных ситуаций. Нет законодательных положений, которые бы в должной мере мотивировали рост культуры вождения", - говорится в пояснительной записке.

Однако в правительстве отнеслись скептически к такой инициативе. Поэтому оно не поддержало законопроект. В заключении правительства говорится, что целью налогового законодательства не является стимулирование собственников транспортных средств на соблюдение Правил дорожного движения. Любой гражданин имеет не только права, но и обязанности соблюдать действующие законы, в том числе закон о безопасности дорожного движения. Поэтому возможность получения налоговых льгот не может быть увязана с требованием правомерного поведения участников дорожного движения.

Автостраховщики: "лихачи" пересели на китайские машины

Напомним, что транспортный налог давно уже стал красной тряпкой не только для защитников прав автомобилистов, но и для депутатов. Когда-то его планировалось отменить, введя акцизы на топливо. По сути, при таком подходе человек должен был платить именно столько, на сколько он наездит. Если автомобиль стоит, он не причиняет вреда дорожному полотну, окружающей среде и третьим лицам. Так за что тогда на него начисляется налог?

Одновременное взимание акциза на топливо и транспортного налога предполагалось как временная мера. Однако, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Как пояснил "РГ" автоэксперт Игорь Моржаретто, сейчас акциз в стоимости каждого литра топлива составляет 12 - 13 рублей. Он целиком и полностью уходит в дорожные фонды. Только делится примерно пополам между региональными и федеральным фондами.

Но поступающие в региональные бюджеты суммы от акциза несопоставимы с суммами, поступающими за счет транспортного налога. Регионам и так не хватает денег на ремонт и строительство дорог. Поэтому отказываться или даже сокращать транспортный налог никто не собирается.

Кроме того, есть довольно веский аргумент у тех, кто против отмены транспортного налога. Это налог региональный. Федеральное законодательство устанавливает только некоторые рамки, в которых он назначается. Но регионы имеют полное право сократить этот налог для кого-то, увеличить его или вообще отменить. Где-то его не платят инвалиды, где-то - многодетные семьи. Но в конечном итоге именно регионы должны принимать в зависимости от ситуации решение, кого освобождать от этого налога, кому делать скидку.

Автоэксперт Игорь Моржаретто: Аккуратных водителей, безусловно, стоит поощрять

Стоит еще напомнить, что сейчас, пока существует транспортный налог, акциз взимается в уменьшенном виде. Если отказаться от этого налога, то будут ли готовы автомобилисты к резкому росту стоимости бензина из-за роста акциза? Cельские хозяйства к такому повороту событий точно не будут готовы.

Есть тут и еще один нюанс. Собственник автомобиля не всегда сам управляет машиной. Даже если он всегда двигается строго по правилам, штрафы ему могут привозить родственники и другие доверенные лица. Поэтому шансов получить скидку на транспортный налог практически ни у кого не будет.

Госдума ПДД