02.04.2024 10:59
Общество

Всего и побольше: как сверхпотребление влияет на экологию

Текст:  Ольга Савина
Привычка покупать ненужные вещи, каждый сезон обновлять гаджеты и гардероб в масс-маркете, покупать лишние продукты, ежедневно брать кофе навынос наносит урон не только личному бюджету, но и экологии. Разбираемся, какое влияние на окружающую среду оказывает неосознанное потребление и как можно уменьшить свой экологический след.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Не съем, так выкину

Более 70% россиян регулярно выкидывают продукты, потому что их срок годности истек, следует из результатов исследования Аналитического центра НАФИ. А в Минприроды посчитали, что ежегодно на свалку отправляются 17,9 млн тонн пищевых отходов. В среднем каждый житель страны выбрасывает около 80 кг еды в год. При этом производство продуктов требует колоссальных ресурсов. Промышленные предприятия используют большие объемы воды.

Экологи отмечают, что неочищенные сточные воды пищевой промышленности истощают запасы кислорода в водоемах. Это может привести к гибели животных и растений. Производства также выбрасывают в атмосферу вредные вещества - органическую пыль, эфиры фенола, уксусной и масляной кислот, бензин и двуокись углерода. Кроме того, источником углекислого газа становятся продукты питания, попавшие на свалку.

Уменьшить свой экологический след можно, если подходить к потреблению разумно - не покупать скоропортящиеся продукты в больших количествах, например, под влиянием акционных цен и уловок маркетологов.

Искусственный интеллект будет выявлять незаконные рубки и вести лесной реестр

С собой, пожалуйста

Кофе с собой - удовольствие, доступное каждому. Россияне привыкли покупать его, и спрос на напитки навынос стабильно растет. Так, по данным ресурса "Чек Индекс" компании "Платформа ОФД", в прошлом году число таких покупок увеличилось на 18% по сравнению с 2022 годом и на 9% - по сравнению с 2021 годом.

Растет и объем российского рынка кофе навынос. Согласно оценкам аналитиков Smart Ranking, в 2023 году он увеличился на 21% - до 102,7 млрд рублей. Эксперты полагают, что эта тенденция продолжится и в 2024 году. ПРи этом мало кто задумывается о том, что на производство одно бумажного стаканчика уходит 2 литра воды, а в атмосферу выбрасывается 100 г диоксида углерода. Для сравнения столько же парниковых газов поступает в атмосферу от автомобиля за 1 км пробега, а чтобы произвести 2 тысячи стаканчиков, нужно срубить 1 дерево. Кроме того, почти ни один завод не берется за вторичную переработку такой тары, потому что при ее производстве используют не только бумагу, но и пластик, чтобы стаканчики не размокали и сохраняли тепло. Таким образом, использовать повторно их нельзя.

Это не значит, что экологически ответственным россиянам стоит избавиться от привычки покупать кофе навынос. Но всегда можно отказаться от одноразовых стаканчиков и попросить сотрудников кофейни налить напиток в свою термокружку.

Шопинг на эмоциях

Согласно исследованию Фонда Эллен Макартур, в 21 веке производство одежды в мире выросло примерно в два раза. Развивается и так называемая быстрая мода - доступная одежда из сегмента масс-маркет, отвечающая актуальным трендам. Такие вещи делают из недорогих материалов, они быстро теряют товарный вид и отправляются в утиль.

Ученые предложили перерабатывать остатки еды в электричество

Какую одежду покупать и в каком количестве, как долго ее носить и хранить - это личный выбор каждого. Однако импульсивные покупки под влиянием агрессивной рекламы напрямую сказываются на окружающей среде, поддерживая индустрию быстрой моды и рост объемов текстильного производства, которое, как и пищевое, считается одним из самых "грязных". Производство одежды требует больших ресурсов. Так, при изготовлении пары джинсов выделяется столько же парниковых газов, сколько при поездке на автомобиле на расстояние примерно 130 км, а на одну хлопковую рубашку уходит 2,7 тысячи литров воды.

Кроме того, недорогую одежду, как правило, делают из синтетических тканей, в том числе из полиэстера. Ежегодно для его производства используется более 70 млн баррелей нефти. Кроме того, одежду из полиэстера окрашивают химическими красителями, которые загрязняют источники подземных вод. Такая ткань не разлагается в природе. В России образуется более 2,2 млн тонн текстильных отходов и обуви в год, согласно данным Российского экологического оператора, из которых перерабатывается только примерно 20 тыс. тонн - то есть около 1%. Остальная часть попадает на полигоны твердых коммунальных отходов. Выброшенная одежда может лежать на свалке до 200 лет.

Переход россиян на осознанное потребление и отказ от импульсивных покупок вряд ли скажется на развитии индустрии быстрой моды в краткосрочной перспективе, но точно может иметь эффект на более долгом горизонте и позволит уменьшить экологический след каждого.

Новая модель уже в продаже

Треть россиян только в прошлом году стала тратить на 10-20% больше на покупку техники и электроники, показал опрос компании "Ренессанс страхование". Среди причин не только износ старой техники (53%), но и разочарование в своем гаджете (11%) и появление новых моделей (9%). Почти каждый второй житель страны признается, что привык обновлять технику раз в 1-3 года.

На рынке появляются новые модели, а срок службы гаджетов становится короче. В результате быстро растет объем электронных отходов. Ежегодно он увеличивается на 10% и по итогам 2022 года достиг 1,7 млн тонн. Такие отходы зачастую неправильно утилизируют. По оценкам Российского экологического оператора, всего 5-10% электролома в стране собирается и перерабатывается.

Как ESG-принципы влияют на выбор путешественников

Электронные девайсы содержат опасные материалы, свинец и ртуть. Отправляясь на свалку, они загрязняют почву и воду. Производство гаджетов также наносит урон экологии. Ученые из канадского Университета Макмастера посчитали, что порядка 1% от общего объема выбросов углекислого газа в атмосферу приходится на производство смартфонов. Согласно их оценкам, к 2040 году из-за роста спроса на эти девайсы этот показатель может увеличиться до 14%.

В своих расчетах ученые учли электроэнергию, которая уходит не только на производство гаджетов, но и на добычу драгоценных металлов, в том числе золота и редкоземельных элементов, необходимых для смартфонов. Экологи советуют потребителям задуматься о воздействии производства гаджетов на окружающую среду и менять их реже.

Красота требует жертв

В прошлом году россияне приобрели около 25 млн товаров для красоты и ухода, согласно статистике "Мегамаркета". Это в 3,6 раз больше, чем в 2022 году. Половина россиян пополняет запасы уходовой косметики раз в месяц (55%), еще 6% приобретают новые баночки раз в неделю. Часто в таких покупках нет необходимости, но от них сложно отказаться, потому что бьюти-средства - это недорогое удовольствие. Согласно концепции Индекса губной помады, спрос на косметику растет быстрее в экономически сложные времена. Когда нет возможности порадовать себя дорогими покупками, женщины активно тратят деньги на помады и пудры. При этом многие продукты не используют до конца, и по истечении срока годности они попадают на свалку. Бьюти-производства в современном мире стараются заботиться об экологии, по крайней мере, декларируют это - сокращают количество воды при производстве и выбросы углекислого газа, используют вторичный пластик для упаковки или вовсе обходятся без нее. Но пока до решения экологических проблем, связанных с развитием косметического производства, далеко. Большинство средств по-прежнему упаковывают в пластик, который плохо поддается утилизации. А значит, попав на полигон, эти баночки и тюбики, скорее всего, будут разлагаться в течение 1000 лет, загрязняя почву и воду.

Вредит окружающей среде не только упаковка, но и сама косметика. Так, частицы микропластика, в том числе глиттер - блестки, которые делают из алюминия и полиэтилентерефталата и добавляют в тени, помаду, синтетические соединения алюминия, используемые для дезодорантов, - могут загрязнять грунтовые воды, отравлять почву и их обитателей. Также ущерб природе наносят нефтепродукты - вазелин, парафин, салициловая кислота, минеральные масла, которые используют для производства косметических средств.

Парниковый эффект: как он возникает и почему опасен

Кроме того, на производство косметики тратится огромное количество воды - шампуни, кремы и лосьоны содержат в среднем 70-80% жидкости. Это не значит, что нужно отказываться от косметики, но стоит подходить к ее приобретению более осознанно, использовать средства до конца и по возможности приобретать товары без упаковки, например, в твердом виде, или пользоваться рефил-станциями. Пока в России есть возможность восполнить таким образом запасы только бытовой химии, но не исключено, что скоро экологические аппараты появятся и в магазинах отечественных бьюти-брендов.

Экологи полагают, что ответственность за избыточное производство и загрязнение окружающей среды лежит не только на промышленных предприятиях, но и на покупателях, которые потребляют их продукцию. Поэтому не стоит приобретать больше, чем нужно, стимулируя бизнес наращивать выпуск и увеличивая объем отходов.

Экология