03.04.2024 03:00
Общество

Инженерные классы повышают интерес к техническим специальностям

Текст:  Наталья Решетникова (Новосибирск)
Российская газета - Спецвыпуск: Образование и карьера №72 (9314)
В Новосибирской области будущих инженеров готовят прямо со школы. Причем в процессе обучения участвуют и вузы, и учреждения среднего профобразования, и непосредственно предприятия.
В инженерных классах ребят стараются заинтересовать техническим творчеством. / Нина Рузанова
Читать на сайте RG.RU

Обучение школьников техническим дисциплинам идет по региональному проекту "Специализированные классы". Благодаря ему в 2023/2024 учебном году в 70 общеобразовательных организациях, расположенных в 16 муниципалитетах региона, действует 301 специализированный класс по шести направлениям. В том числе техническим, например, авиастроение (14 классов) и естественнонаучное направление (46). Больше всего открыто инженерных классов - 181. Они, в свою очередь, делятся на специализации - агротехнологические (11 классов), инженерно-технологические (106), классы информационных технологий (46) и др. По данным областного министерства образования, общая численность обучающихся в спецклассах составляет более 7,3 тысяч человек.

Первые специализированные классы в регионе открылись еще 15 лет назад. И как результат - девять из десяти выпускников инженерных классов поступают в вузы на естественно-научные направления.

Курируют такие классы новосибирские вузы вместе с индустриальными партнерами, оценивая потребность в специалистах, актуализируя необходимый набор компетенций.

- Высокотехнологичные предприятия области формируют большой запрос на кадры, с другой стороны - сами создают возможность для удовлетворения этого запроса: сформирован широкий круг партнеров, которые взаимодействуют со школами, организациями допобразования, учреждениями среднего профессионального образования, помогая ориентировать подростков на естественно-научные, инженерные специальности, - прокомментировал губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

Мечта студентов: в России построят 40 кампусов мирового уровня

К примеру, Новосибирский государственный университет ведет такие направления, как биотехнологии и экономика, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики - кибербезопасность и информационные технологии. Новосибирский государственный аграрный университет курирует 23 класса агро- и биотехнологической направленности, в планах создать еще более 50 спецклассов по этому направлению.

В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ НЭТИ) с прошлого учебного года преподаватели профильного факультета взяли на себя кураторство "авиастроительных" классов. Уже более 400 школьников региона занимаются в 14 классах, открытых в восьми школах области, включая Инженерный лицей НГТУ. Проект реализуется при поддержке правительства области и федеральной программы "Инженерные авиастроительные классы" нацпроекта "Образование".

- Ребятам интересно изобретать новое и улучшать имеющееся. Чинить то, что сломалось, улучшать то, что работает, и изобретать то, чего еще нет. Но в конечном результате нам хотелось бы, чтобы благополучным завершением этого проекта стал осознанный выбор ребятами инженерных специальностей, авиастроения, - отметила министр образования Новосибирской области Мария Жафярова.

Проректор по учебной работе НГТУ НЭТИ Сергей Чернов считает, что проект инженерных классов с авиационной "окраской" является актуальным в контексте развития системы инженерного образования в целом.

В школах Новосибирской области открыт 301 специализированный класс по шести направлениям

- Для нас очень важно обеспечить эффективное взаимодействие между школами и университетом: привить ребятам любовь к техническому творчеству, инженерии. Сегодня ученики специализированных классов делают и запускают самолетики, через год они уже смогут проектировать беспилотники, а впоследствии - поступить на технические специальности в университет, - поделился Сергей Чернов. - В регионе сформировался авиастроительный кластер, в котором школа - это звено, которое самым естественным образом дополняет и развивает идеи ранней профориентации и проект подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий авиационной направленности в рамках концепции "школа - техникум - вуз - предприятие".

В топ-1000 университетских стартапов вошли наиболее перспективные разработки

Занятия в авиаклассах ведут преподаватели и студенты технического университета, партнерами проекта выступили Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина и Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова, а также филиал Объединенной авиастроительной корпорации и Институт развития профобразования.

В 2024/2025 учебном году в образовательных учреждениях Новосибирской области предполагается открыть спецклассы по направлению "Изучение беспилотных авиасистем (БАС)" . Планируется подготовка школьников в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС.

Кстати, в этом году в Новосибирской области планируется запустить школьные конструкторские бюро (ШКБ) в рамках развития системы дополнительного образования. В ШКБ дети совместно со взрослыми профессионалами-наставниками будут осваивать новые технологии, сочетая цифровые компетенции и ручной труд в мастерских. Всего за четыре года в регионе было создано почти 54 тысячи мест допобразования детей, из них 28 процентов - технической направленности.

Новосибирская область Образование