Кухарка, истопник и горничная
У входа в гостиную меня и других гостей встретила Марина Беляева, экскурсовод центра, по роли, которую исполняет в этом проекте, - дочь хозяина дома Вера Суранова. Одной из первых ярких личностей этой знаменитой фамилии в историю вошел Федор Суранов - купец, книгочей, писатель и книгоиздатель. А купец Василий Суранов, отец Веры, к 60 годам обезножел и, чтобы не скучать, занялся искусством. Расписывал тушью кузнецовский фарфор, резал по кости. В Коломне, разбогатевшей на перегоне скота, ее было много. Суранов обрабатывал говяжьи лопатки так, что они походили на слоновую кость.
Вера Васильевна, в платье с турнюром и с тюлевой приколкой на волосах, приветствует нас, будто мы, незнакомые ей люди, неожиданно нагрянули в гости. Интересуется, кто, может, на работу пришел наниматься? С готовностью подыгрываю ей: "Может, писцом возьмете? Могу переписывать документы, как чиновники у Гоголя". Прием сработал. И я здесь почти свой, местный.
Хозяйка ведет нас в покои, негромко спрашивает: "Ну что, готовы к перемещению во времени?" Подходят и другие обитатели дома. Обращаются ко мне так, будто я уже живу здесь, и надо только что-то подсказать, помочь или даже чуток прикрикнуть по-родственному. Тут так принято: вокруг тебя устраивают шум, житейскую суету. Горничная показывает кровати - необычно узкие, односпальные, с высокими перинами и горкой подушек. Говорят, одна гостья, достаточно крупная в теле, однажды даже упала во сне с такой койки - чтобы спать на ней, надо приспособиться. Перины из гусиного пуха делают тут же, в музее. Сами шьют постельное белье, одежду для обслуги и гостей - костюмы, платья, рубашки, панталоны - все вплоть до дезабилье. И для каждого гостя - сшитый лично для него костюм.
Вместо электричества везде свечи - в подсвечниках, люстрах под высокими потолками. Настоящие, сальные, какими пользовались в те времена. Льют их тут же, в полуподвале. Нагар с них снимают щипчиками. Водопровода тоже нет: воду таскает Кузьма из бочки, которую к дому подвозит водовоз. "В миру" Кузьма - Максим Кузнецов. Имя Кузьма выбрал сам (хотели называть Максимкой). Максим - актер, по совместительству подрабатывает в местной "Калачной". Здесь он - денщик. А умываются тут, объясняют мне, в ретираднике. Это пристройка, уборная, где можно привести себя в порядок. Из древней утвари, водой с лепестками роз - как было принято в купеческом доме. И там же туалетная комната - ватерклозет.
Вечером на всех - длинные домашние белые рубахи. Переодеваются гости трижды за день, на ночь - в старинное неглиже, например в пеньюар, в котором утром можно спуститься к завтраку без визитного платья. Утром же приходят и персонажи-работники: кухарка, истопник, дворник, горничная. По желанию приехавших - гувернантка для детей и священник. Есть даже доктор - актер московского театра с медицинским образованием.
"Не развлечение, а погружение в быт"
"Для нас это не развлекательный проект, а настоящее погружение в коломенскую жизнь конца позапрошлого века", - объясняет управляющая музеем Татьяна. С гостями тут знакомятся заранее, заполняют подробные анкеты, подписывают договор. А чтобы кто-то из новичков не впал в шоковое состояние, предлагают пройти онлайн-курс лекций "для вхождения в быт". С собой сюда можно взять только пять личных вещей на выбор, например - лекарства. Для гигиены выдают наборы со щетками для одежды и волос, зубы почистить - зубным порошком.
Стоит такое проживание недешево. Пока такой формат проходит тестирование, но интересуются им многие. Сотрудники музея проверяют проект "на себе", селят пожить здесь кураторов "Дома Сурановых" - коллекционеров, культурологов, научных сотрудников и консультантов по мебели, живописи, обстановке, антиквариату. Попробовал пожить в доме и 14-летний школьник, сын одного из сотрудников центра. Взрослые волновались: как же Матвей останется без телефона и интернета - гости свои телефоны при поселении должны оставить в сейфе? Но пацан ничего, пережил. Правда, обитатели дома изо всех сил старались его чем-нибудь занять: играли с мальчиком в фанты, лото по старым правилам, домино карточками с изображениями героев из "Мертвых душ". Даже на пианино начали учить играть мелодические пьесы по сборнику старых нот. Кузьма, в свою очередь, привлек парня строгать и мастерить по хозяйству.
А вот у другой гостьи, консультанта по костюмам, из-за отсутствия телефона случилась настоящая ломка. По признанию женщины, ее начало "потряхивать", как только отняли смартфон. Но и тут выход нашелся: дали писчую бумагу и ручку, чтобы записывала впечатления о том, что произошло с ней за день, вместо того, чтобы выкладывать в соцсети. Прощаясь, гостья пошутила: "Я такое пережила, мне за это надо бы доплатить".
Другие постояльцы, объясняет Вера Васильевна, в духе "того времени" играют в буриме, делятся своими историями... Когда есть дневной свет, вышивают, используя иголки и наперстки, мастерят салфетки и лоскутные одеяла. Учить их этому приходит рукодельница. После обеда читают старинные книги с "ятями".
Гостей опекают и чуть ли не нянчатся, терпеливо объясняя, как пользоваться колпачками для тушения свечей и ретирадниками. Но все равно одна консультант-архитектор призналась: "Я почувствовала себя брошенной". Почему? Оказалось, что людям, лишенным благ современной цивилизации, требуется больше заботы, чем обычно: они прямо-таки требуют ее.
"На кого рассчитан проект с проживанием в доме?" - спрашиваю я. Пресс-секретарь музея Оксана объясняет: на туристов с достатком выше среднего, много поездивших по миру, набравших впечатлений, людей, которым хочется отключиться от проблем XXI века, попробовать неизведанный опыт странствий - путешествие во времени. Привлекательно это еще и тем, что не нужно ехать далеко из России. Такой опыт, по ее мнению, подойдет для пар и семей до пяти человек, включая бабушек и дедушек. Эх, уже стоя на пороге, подумал я, пожить бы тут пару деньков. Распробовать не спеша кухню той эпохи с ее супом с потрошками, заварными дрожжевыми блинами да под кубок напитка, изготовленного по старинному рецепту.
Но, увы, мне пора возвращаться в свое время.
22 февраля 2024 г. со дня рождения коломенского купца Василия Ивановича Суранова исполнилось 200 лет. По этому поводу в Доме Сурановых за одним большим столом в гостиной усадьбы впервые собрались три поколения коломенской купеческой семьи, в судьбе которой отразились перипетии истории страны в XX веке. Гостями дома в этот день стали и те, кто жил здесь в коммунальных квартирах в советский период с 1918 г. по 1980-е гг. На этой встрече удалось скорректировать генеалогическое древо Сурановых, собрать недостающие детали в общую картину истории семьи и дома. Начат и новый проект - творческий эксперимент, в ходе которого в соцсетях Дома Сурановых сотрудники музея будут делиться личными историями, рассказанными от первого лица - дневниковыми записями В.И. Суранова и его дочери Веры. Авторы этих заметок хотят совместить реальные факты из жизни семьи, найденные в архивах, с художественным вымыслом, с привлечением к этой работе коломенского историка и архивиста Евгения Ширяева.