07.04.2024 00:30
Общество

Благовещение 2024: где отмечают праздник и как провести его правильно

Текст:  Мария Городова
7 апреля 2024 года православные России отмечают праздник Благовещения, или, как его называют в церкви, Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник Благовещения настолько значим и любим народом, что я насчитала более 800 храмов, освященных в его честь. В одной только Московской области более 30 церквей Благовещения Пресвятой Богородицы, чуть меньше в Нижегородской - 28. Освящены храмы в честь Благовещения в Арктике и в Заполярье, а еще по три Благовещенские церкви РПЦ есть во Франции (Лион, Анже, Нанси) и в Германии (Вюрцбург, Ганновер и Эсслинген-на-Неккаре), по две - в Японии (Киото и Сэндай) и в Австралии (Сидней и Мельбурн), есть они в Испании (Барселона), Великобритании (Оксфорд) и в Израиле (Назарет). Целых три церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в китайском пристанище русской эмиграции первой волны - в Харбине. А еще Благовещенские храмы мы увидим в Уганде (Букаса), в Объединенных Арабских Эмиратах (Джебель Али), в Южно-Африканской Республике (Претория) и даже на Багамских островах (Нассау). Но чем обусловлена такая любовь к празднику Благовещения? Чему радуются православные 7 апреля?
"День Благовещения". / К. Ф. Юон. 1922 г.
Читать на сайте RG.RU

Если кратко, то Благовещение Пресвятой Богородицы - особый праздник начала нашего спасения, когда Архангел Гавриил принес Деве Марии Благую весть (отсюда название) о том, что она станет Божьей Матерью.

Для начала вспомним, что Мария - долгожданный ребенок праведных Иоакима и Анны, была посвящена Богу. С трех до четырнадцати лет Мария жила при храме. По обычаю того времени, после достижения четырнадцатилетия Мария больше не могла оставаться там: Она должна была либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Праведные Иоаким и Анна к тому времени умерли, но когда священники решили выдать Марию замуж, Она сказала, что дала обет Богу остаться навсегда Девой. Тогда священники обручили Ее с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом, для того, чтобы он оберегал Марию, заботился о Ней.

И вот наступает великий момент в жизни Марии - Благовещенье. Господь посылает архангела Гавриила к Деве Марии, с тем, чтобы тот сообщил Ей благую весть. Войдя к Марии, архангел сказал: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами". Юная Мария, смутившись, размышляла, что бы это значило, а архангел продолжал: "Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога! Ты "зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и будет Сыном Всевышнего!" Понятно смятение юной девушки, в недоумении Мария спрашивает: "Как это возможно, если я мужа не знаю?" И Ангел отвечает: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; потому и родившийся наречется Сыном Божьим". И тут, внимание, важно! Мария отвечает: "Да будет Мне по слову твоему". Это полная отдача себя в руки Божьи. Святые учат: Боговоплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Богородицы, как оно невозможно без творческой воли Бога.

/ Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

Христиане всего мира каждый день не раз повторяют слова этой благой вести. Православные в молитве "Богородица, Дево радуйся..!", католики - в Ave Maria ("Радуйся, Мария"). Чувство радости - ключевое в Благовещении. Наверное, именно эта радость, это чувство свершившейся надежды и побуждает некоторых верующих считать, что молитвы бездетных семей на Благовещение подарят им долгожданного ребенка. Конечно, смысл праздника глубже: архангел Гавриил, благовествуя Деве Марии о рождении у Нее Богомладенца, принес весть не просто о зачатии Христа, то есть Спасителя, но весть о Воплощении Бога в человеческом естестве. И в день Благовещения мы празднуем чудо и тайну этого надмирного события! Но ведь и рождение нового человека - тоже тайна и чудо.

Праздник Благовещения всегда выпадает на время, которое Пушкин назвал "дни печальные Великого поста", но радость Благовещенья переподчиняет себе покаянный настрой. Пост в этот день не такой строгий - даже в монастырях разрешена рыба во всех ее видах. А вот повседневная работа, наоборот, запрещена: "на Благовещение и девица косу не плетет, и птица гнезда не вьет". Запрет на работу и начало новых дел был строгим - в народе объясняли: у кукушки нет своего гнезда, и она вынуждена подбрасывает яйца в чужие, потому что осмелилась "завить себе гнездо на Благовещение". С птицами связан и красивый обычай праздника.

"Благовещенье - птиц на волю отпущенье", - читаем у Владимира Даля. Журналист А. Коринфский в 1901 г. писал: "С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай - выпускать на Благовещенье птиц из клеток на вольную волю. В городах к этому дню бедные люди нарочно ловят птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые прохожими, вспоминающими при виде чирикающих пернатых пленниц о завещанном обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают об этом возгласами: "Дайте выкуп за птичек - пташки Богу помолятся!""

Митрополит Варсонофий: Нужно быть ближе к пастве

Красивая традиция выпускать на волю птиц в последние годы начала возрождаться. На Благовещение, после Божественной литургии в знаменитом Благовещенском соборе Московского Кремля, в синь неба выпускает голубей Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Но свободу в этот день дарили не только птицам. Как сообщал знаменитый этнограф Дмитрий Зеленин, в честь Благовещения часто освобождали и должников, сидящих в тюрьме. В народе считалось, что "на Благовещенье и Пасху даже грешников в аду не мучают, выходит им на Благовещение с Пасхой отдохновение и свобода от мук".

К празднику выпекалась сдоба в виде птиц, так называемые "жаворонки", целые корзины выпечки, вместе с другими подарками, отдавали неимущим, приносили в больницы. Благовещение, как и Пасха с Рождеством, были днями милосердия.

И все же главным событием праздника было посещение церкви. В молитвах дня так часто звучит "радуйся", что все чувствуют себя окрыленными. Ведь крылаты не только быстролетные ангелы. Не только птицы. Крылата и радостна благая весть о том, что в наш мир приходит Спаситель, дарующий людям свободу, высшую из всех свобод - свободу от смерти и греха.

Религия