Марка Захарова не стало почти пять лет назад - в 2019 году, с тех самых пор самые разные издательства предлагали Александре Захаровой издать книгу о нем. Но боль утраты была слишком сильна: "Когда не стало отца, моя жизнь словно оборвалась. Это был самый дорогой человек в моей жизни. Я растерялась и очень долго не могла прийти в себя", - рассказала дочь мастера.
Но мысль о том, что архивы Марка Захарова должны увидеть свет, ее не оставляли, и вот, спустя время, книга все-таки вышла. Александра Захарова подчеркивает - это не биография, а жанр определяет как "фантазия на тему": на страницах собраны письма, статьи, воспоминания режиссера, редкие фотографии и даже рисунки - многое из этого семейного архива ранее никогда не было опубликовано.
"Какие спектакли я ставлю?" - называется первая глава. И режиссер тут же отвечает себе: "Очень хорошие, по-моему". Здесь и о преподавании, и о волшебстве театра, и о том, почему будущим режиссерам и актерам нужно не только уметь работать, но и правильно себя вести, и глава с говорящим названием "Вон из Москвы". И все повествование проникнуто истинно "захаровским" жизнелюбием и юмором. Александра Захарова уверена - ее отца будут вспоминать не только как великого режиссера, но и как философа.
"Мой отец строил свой авторский театр, он воспитывал артистов. Это он пригласил в "Ленком" Инну Чурикову, это за ним из Театра Сатиры ушла Татьяна Пельтцер, здесь играли Леонид Броневой, Николай Караченцов, Олег Янковский. Следом вышло второе поколение "Ленкома": Дмитрий Певцов, Мария Миронова, Татьяна Кравченко. И теперь уже третье: Антон Шагин, Дмитрий Гизбрехт и другие. Точно так же он сочинил свой собственный кинематограф, изобрел свой жанр, свой язык", - говорит дочь мэтра.
Международная ярмарка интеллектуальной литературы "non/fictioN весна"Рассказала она и о том, что отец поначалу пробовал себя в актерской профессии, но все-таки по своей натуре он был художником, творцом, умеющим создавать собственные миры, поэтому, конечно, режиссура оказалась для него (да и для всех поколений благодарных зрителей) предпочтительнее. Но попытки выйти на сцену были.
"Есть интересная история, как папа с Галиной Волчек ходили показываться Юрию Завадскому. Тот сказал: "Вот эти двое - я их не возьму, они не талантливы". Тогда, конечно, они переживали, но спустя годы отец говорил, что счастлив, что их не взяли - и он, и Волчек нашли свой путь, который изменил отечественный театр", - отметила Александра Захарова.
Гости спрашивали о ее первом воспоминании об отце. "Помню, что я лежу в детской кроватке и через деревянные рейки на него смотрю: а он сидит за письменным столом и работает. Он вообще все время работал и говорил, что талант - это 99 процентов работоспособности".
Были вопросы из зала о том, как живет "Ленком" после ухода своего мастера. Тот ли это театр или что-то поменялось?
"Конечно, это не тот театр, который был при папе, - выразила свое мнение актриса. - Если в репертуаре есть спектакли, поставленные им, все они теперь выглядят иначе. Поменялся и зритель, что очень больно. Я бы сказала, что сейчас в театре стагнация. Но недавно на должность главного режиссера пришел Алексей Франдетти, свежий воздух стал поступать, что будет дальше - посмотрим".
Но - не унывать - один из главных принципов Марка Захарова. С цитаты из его последней рукописи и начинается эта книга: "Россия, несмотря на все невзгоды, умеет жить в надежде и ожидании. Я русский человек, и я верую, потому что уныние - тяжкий грех. Я верую".
Это и эпиграф, и завет всем нам.
Режиссер Марк Захаров