В понедельник министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан отправился из Омана, где он находился с визитом, в Дамаск. Помимо общих заявлений о развитии двухсторонних отношений, очевидно, что в ходе ирано-сирийских переговоров будут затронуты чувствительные вопросы, связанные с последствиями израильского нападения на иранское консульство в Дамаске. Тем не менее, преждевременно рассуждать о стремлении Тегерана в ходе дипломатического марафона по региону сформировать антиизраильскую военную коалицию. Иранские власти, несмотря на жесткие заявления, о полномасштабной войне с Тель-Авивом открыто не говорят и, судя по публичным оценкам, хотят избежать такого сценария.
В то же время эксперты предполагают, что в руководстве Ирана отказались от нанесения удара по Израилю руками проиранских прокси-группировок, поскольку такое развитие событий в глазах арабской улицы будет выглядеть слабостью. Однако непропорциональная реакция со стороны Тегерана также стала бы рискованным шагом, поскольку Тель-Авив может посчитать ее объявлением войны. А это, как утверждают аналитики, тот сценарий, в котором заинтересован премьер Биньямин Нетаньяху. Если ответ Ирана на убийство своих офицеров в Дамаске приведет к гибели мирного израильского населения, это вернет еврейскому государству утраченное на данный момент расположение и сочувствие со стороны и Соединенных Штатов, и западных элит. На данный момент все ходы в этой ближневосточной шахматной комбинации выглядят достаточно прогнозируемыми. Но для ее начала не хватает первого хода, "спускового крючка" - ответного удара Ирана по израильским объектам. А Тегеран выжидает...
Вашингтон заранее подстелил дипломатическую соломку, неоднократно доведя до сведения Тегерана по самым различным каналам информацию о том, что Белый дом был непричастен к планированию операции против иранского посольства в Дамаске. И посчитает агрессией, если в ходе ответных действий иранцев пострадают граждане США. А иранское информационное госагентство "случайно" вспомнило о девяти ракетах, которые по своим характеристикам способны достичь территории Израиля. Начальник Генштаба еврейского государства, в свою очередь, предупредил о готовности армии действовать на всех направлениях против атак со стороны Ирана. МИД Израиля провел эвакуацию ряда посольств из стран, чьи власти могут лояльно посмотреть на ракетный удар Тегерана по израильским дипмиссиям, если таковой состоится.
В понедельник Тель-Авив объявил, что выполнил главное требование президента США Джо Байдена о сворачивании масштабных военных действий в секторе. Ранее СМИ писали об ультиматуме, который американский лидер якобы выдвинул Нетаньяху, если тот продолжит неизбирательно убивать палестинцев: "Мы больше не сможем помогать вам". Ситуация особенно обострилась после гибели от рук израильских военнослужащих семи волонтеров международной организации "Всемирная центральная кухня", среди которых были европейцы, канадцы и американцы. В прозвучавших из Тель-Авива заявлениях говорится, что отход армии обороны Израиля из сектора не означает отказа от военной операции на юге палестинского анклава в городе Рафах. В свою очередь, Нетаньяху сообщил о разгроме 80 процентов батальонов ХАМАС.
Последствия авиаудара Израиля по консульству Ирана в Сирийской столицеУход из Газы, о котором в восторженных тонах пишет западная пресса, решает для Израиля несколько военно-политических задач. На проходящих в Египте переговорах о возвращении захваченных израильских заложников движение ХАМАС называло уход из сектора войск едва ли не главным препятствием для договоренностей с Тель-Авивом. Решение Нетаньяху позволяет дипломатам сдвинуться с мертвой точки.
Администрация Байдена, конечно, доказала, что с мнением США вынуждены считаться даже такие неуступчивые союзники, как Израиль. Но своевременно принятое Нетаньяху решение лишило команду американского президента другого преимущества - формального повода кинуть Тель-Авив в случае нового серьезного конфликта на Ближнем Востоке. А с учетом возможной атаки Ирана такого сценария нельзя исключать.
Отвод израильских войск из сектора снимает ответственность с Израиля за гуманитарную ситуацию в палестинском анклаве. Теперь этим вопросом предстоит заниматься международным организациям. Им же придется отвечать за распределение гуманитарной помощи и обеспечение базовых нужд жителей. Тогда как Тель-Авив, напротив, избавился от масштабной критики в свой адрес за ненадлежащее снабжение палестинцев и возникшую анархию на занятых израильской армией территориях.
За день до "часа Х" в ожидании возможного иранского удара Армия обороны Израиля вернулась в границы еврейского государства, покинув Газу, где она оказалась бы более уязвимой. При этом Тель-Авив сохранил лицо, не отказываясь в дальнейшем от возобновления операций в палестинском секторе после того, как острая фаза кризиса в отношениях с Ираном будет пройдена.