09.04.2024 22:04
Культура

Гендиректор Владимиро-Суздальского заповедника Проничева: Наш музей - это про будущее

Текст:  Наталья Соколова
Российская газета - Федеральный выпуск: №78 (9320)
Накануне 1000-летия жемчужины в Золотом кольце России - города-музея Суздаля гостем "РГ" стала генеральный директор Владимиро-Суздальского заповедника Екатерина Проничева.
Екатерина Проничева: Мы хотим сделать русское Средневековье модным. / Сергей Куксин
Читать на сайте RG.RU

Екатерина Владимировна, так когда к вам приезжать?

Екатерина Проничева: День рождения будет отмечаться в десятых числах августа. Готовятся концерты, продолжение светового шоу. Зимой мы делали световое сказание о Ефросинье Суздальской - показывали спектакль на стенах архиерейских палат нашего кремля. Художники из Мстеры нарисовали образы, а мы эти образы оживили с помощью современных технологий. Тема летнего спектакля - Владимирская сказка. Главное событие, которое проводит музей, - совместная выставка с Музеями Московского Кремля "Русский Феникс", на которой предметы из нашей коллекции и коллекции Кремля подробно иллюстрируют историю Средневековья Центральной России. Будет театральный фестиваль, который проведет Александринский театр на территории Суздальского кремля. Каждые выходные будет что-то происходить.

Мы хотим, чтобы великие князья, жившие 800-900 лет назад, стали не менее интересными, чем герои сериалов и компьютерных игр

Как изменился посетитель в музее?

Екатерина Проничева: Посетитель сильно изменился за последние годы. Ведь все наши поведенческие привычки изменились. Случилась пандемия. И если говорить о музее образца начала 2010-х годов, то основные посетители - это туристические группы. Около 80% всей аудитории - организованные туристы. Если мы говорим о посетителе последних лет, пандемии и постпандемийном времени, то это, конечно, индивидуальные туристы: активная аудитория, молодые люди, которые приезжают семьями, часто большими семьями. Это не организованные группы по 40 человек, это куда меньшие компании. Теперь индивидуальных гостей около 85%. Нам важно, чтобы музей стал любимым местом для школьников. Не тем, куда приводят за руку и заставляют слушать скучные рассказы про великих князей из учебника истории 6-го класса. Мы хотим, чтобы великие князья, жившие 800-900 лет назад, стали понятными и интересными. Не менее интересными, чем герои сериалов и компьютерных игр. Музеи не должны превращаться в туристические аттракционы. Если музей, его экспозиции не интересны детям, которые живут и растут в этом регионе, то они не будут интересны никому. Мы хотим сделать наше Средневековье модным.

"Деловой завтрак" с генеральным директором Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатериной Проничевой

Андрей Тарковский приезжал во Владимир и Суздаль, чтобы снять своего "Андрея Рублева". Какие проекты сейчас снимаются на территории Владимиро-Суздальского заповедника и легко ли вы отдаете объекты на "растерзание" киношникам? Ведь долгое время был жив миф, будто Тарковский чуть не сжег Успенский собор, а на самом деле загорелся деревянный макет, который построили рядом с собором.

Екатерина Проничева: Суздаль - это город-киногерой. У нас проходит немало съемок - группы снимают документальное и художественное кино и в садах Спасо-Евфимиева монастыря, и в кремле. Со времен 1970-х годов, когда съемочные группы просто жили в городе, это постоянная практика. И все съемочные группы знают, что можно делать, а что нельзя. Сложные истории часто доснимают в павильонах или дорисовывают с помощью графики. Жизнь наших памятников в кино никогда не прекращалась.

Полностью "Деловой завтрак" с Екатериной Проничевой читайте в ближайших номерах "РГ"

Выпущены марки в честь 1000-летия Суздаля
Музеи и памятники