В соцсетях граждане возмущаются: хватит уже топить улицу! Тем более платежи за эту услугу не маленькие. Так что оплачивать работающие впустую котельные никто не хочет (любопытно, что в соседнем Краснодаре власти приняли решение завершить отопительный сезон еще четвертого апреля). В ставропольском региональном министерстве ЖКХ говорят: выход есть. Но для всех ли?
По правилам, отопительный сезон завершается, когда среднесуточная температура как минимум пять дней составляет плюс восемь градусов. В этом случае местный градоначальник издает соответствующий нормативно-правовой акт, а ресурсоснабжающие организации прекращают подачу тепла. МинЖКХ при этом рекомендует муниципалитетам ориентироваться на долгосрочный прогноз погоды, чтобы, начав сложный процесс завершения отопления, не получать претензии от замерзающих жильцов многоэтажек: "А чего у нас так зябко?"
- Мы всегда выступаем за взвешенный подход к окончанию отопительного сезона. Нельзя нарушать законодательство. В то же время надо прислушиваться к жителям края. Но это не должно приводить к снижению работоспособности отопительной системы, - говорит министр жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Александр Рябикин.
"Прикрутить" котельные невозможно. В первую очередь дело в том, что они подают не только тепло в трубы, но и горячую воду. Тогда та станет холоднее ниже нормативных требований, а это уже нарушение. Реагировать на массовые обращения людей тоже не выход: одним жарко, другим холодно. Что же делать в такой ситуации?
- Мы всегда говорим жильцам многоквартирных домов, что у них есть возможность регулировать температуру в своих квартирах. Речь идет о терморегуляторах. Они позволяют экономить на жилищно-коммунальных услугах и предотвращают перетопы, когда тепло просто уходит на улицу через открытые окна, - заверяет министр. - Однако система отопления в каждом многоквартирном доме имеет свои характеристики. Управляющим организациям, которые занимаются конкретным домом, нужно оценить, есть ли техническая возможность установки регуляторов.
Эксперт в сфере коммунальных услуг, руководитель регионального центра "ЖКХ-Контроль" Алла Седых объясняет, как работает терморегулятор и почему его можно установить не в каждом здании. В первую очередь проблемы возникают со старым фондом. В новых квартирах все чаще делают индивидуальное отопление, а значит, ставят индивидуальные счетчики.
В старых многоквартирных домах труба с теплоносителем обычно находится в подвале. Часть ресурса уходит на отопление, другая - на подогрев до 70 градусов воды, которая поступает в ванные и кухни. Поэтому единственный вариант - поставить регулятор, который автоматически в зависимости от погоды будет менять подачу носителя на той развилке, откуда вода идет в радиаторы. Счетчик, который отслеживает подачу теплоносителя, мотать при этом будет меньше. Но на деле все не так просто.
- Раньше каждый в своей квартире творил, что хотел. Заехал, не понравились старые батареи, поставил новые. Некоторые при этом не думают, что теплоотдача от разных радиаторов - разная. Ведь когда строят дом, всегда проводят расчет, в какой квартире сколько должно стоять батарей. И обычно они должны быть одного вида. Сейчас бывает, что в одном доме стоят четыре ви- да, - говорит Седых. - Чтобы поставить регулятор с максимальной эффективностью, сначала сотрудники управляющей организации, вне зависимости от того, ТСЖ это, УК или ЖСК, должны пройти по квартирам и проверить, в каком состоянии инженерная система центрального отопления. Только если все нормально, можно ставить терморегулятор.
Кроме того, такое техническое новшество недешево. Смета зависит от конкретного дома, но вряд ли сумма будет меньше миллиона рублей. Цены меняются быстро, многое зависит от условий составления сметы. Раньше была госпрограмма, по которой через год после установки терморегулятора, если он помогал хорошо сэкономить, казна возвращала до 80 процентов от его стоимости в фонд дома. Теперь же владельцы квартир должны оплачивать все сами. Одобрить такое решение (и все сопутствующие) на общем собрании должны две трети собственников. Но что делать, если несогласные откажутся платить?