10.04.2024 12:35
Культура

В стихах Григория Князева остро чувствуется и бесстрашие, и беззащитность

Текст:  Дмитрий Шеваров
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №79 (9321)
Григорий Князев - поэт с открытым лицом и открытой душой. / Светлана Разумовская
Читать на сайте RG.RU

Григорий Князев

О Григории Юрьевиче Князеве я узнал недавно. Однажды мои друзья и знакомые из Москвы, Петербурга, Вологды и Новгорода, будто сговорившись, стали упоминать о нем. Разные люди, а рассказывают они о встречах с молодым поэтом в одних красках - очень светлых. И непременно улыбаются. И говорят не Григорий, а только - Гриша.

Павел Крючков, редактор отдела поэзии "Нового мира", рассказывает: "Гриша - из самых светлых и доверчивых людей, встреченных мною за последние годы..."

Доверчивость видится мне сейчас синонимом бесстрашия и в то же время - беззащитности. В стихах Князева это остро чувствуется - и бесстрашие, и беззащитность.

Друг Князева поэт Варвара Заборцева очень точно сказала: "Григорий в буквальном смысле пишет то, что проживает сам..." А проживает и переживает он смерть отца, недавнюю гибель жены, совсем еще молодой женщины... А еще он открыт всем бедам и горестям нашего времени. Он даже не пытается прикрыться от них, погрузившись в историю или искусство, не прячется в норе филологических изысканий, куда не доносятся крики и стоны.

Необычная выставка о Марине Цветаевой открылась в Москве

Вот почему, закрывая рукопись новой книги поэта "Последнее лето", я держусь за сердце. Так бывает, когда читаешь самые трагические строки Пушкина или Лермонтова.

Вы скажете: ряд гениев слишком высок, чтобы с ним сравнивать любого современного поэта, каким бы талантливым он ни был.

Вы правы, но я говорю не о гениальности, а о той ноте сострадания, которая пронизывает всю русскую поэзию насквозь - вплоть до Григория Князева. Он восприемник этой ноты, утраченной было в начале XXI века, когда молодые поэты взялись отрешенно рефлексировать. Стало модно работать над своим образом "успешного поэта".

Григорий Князев чужд как скрытности, так и сытости. Он весь на ладони. Читатель, захваченный его искренностью, все переживает вместе с ним.

В завершение мне хотелось бы пожелать Грише: дай Бог тебе и среди испытаний сохранить способность к радости. Чтобы в свой час расписать землю небесными красками - так, как тебе мечтается.

А еще: помнишь финал "Ежика в тумане"? - там Медвежонок, заждавшийся друга, выдыхает: "Кто же без тебя звезды-то считать будет?.."

Вот и я говорю: "Кто же без тебя?.."

Из новой книги

Маленькое чудо

Подданная Великобритании приехала в Крым, чтобы понять Чехова

Ночной ливень

* * *

Рукопись

Памяти отца, Юрия Павловича Князева

* * *

Луга моей поэзии: юбилей знаменитого поэта-футуриста Василия Каменского отмечают в Перми

* * *

2024

Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru

Литература