10.04.2024 18:35
Культура

Как меняется и чем удивляет публику Казанский цирк

Текст:  Олег Платонов
Российская газета - Неделя - Волга-Урал: №79 (9321)
В мае исполнится два года, как Эльмира Булатова заняла должность директора Казанского цирка. Пришла она к руководству в непростое для учреждения время. За полгода до этого со скандалом был уволен ее предшественник. У самой Эльмиры к тому моменту родился сын. В интервью "РГ" она рассказала, чем планирует привлечь молодого зрителя, почему не боится критики и как правильно управлять коллективом.
Читать на сайте RG.RU

Родом Эльмира Булатова из Екатеринбурга. 11 лет отдала местному цирку, но в последнее время работала в Москве. Общий цирковой стаж - 25 лет. Ее часто можно увидеть в фойе перед началом представления. Директор наблюдает за зрителями и за работой сотрудников.

Изменения в цирке видны сразу. Помимо привычных программ, появились неформатные проекты. 15 и 16 мая состоится гала-представление общественного проекта "неЦирк". Обычные люди прошли кастинг и теперь осваивают азы циркового мастерства. И спустя полгода они на арене продемонстрируют зрителям, чему смогли научиться. А в феврале здесь представили иммерсивный "ТРОГАТЬельный спектакль" - "бродилку", во время которой зрители заглядывают в самые тайные уголки "тарелки".

С вашим приходом чувствуется, что сам цирк стал более открытым. Появились программы, которых здесь раньше и представить было нельзя. С чем это связано?

Эльмира Булатова: Я так вижу свою задачу. Цирк должен быть открытым, ведь это самое народное искусство. Оно должно быть понятно как взрослым, так и детям, как рабочему, так и профессору. А расширение формата - это необходимость. Любой человек, который любит цирк, мечтает побывать на его кухне, в закрытых помещениях. Там, где все это рождается.

Технически "ТРОГАТЬельный спектакль" воплотить было непросто. Пришлось некоторые помещения проектировать и оснащать заново, чтобы зрители могли поймать эффект волшебства, чтобы оно сопровождало их по всему маршруту. Подготовка к такому спектаклю - это очень дорого и долго. Но зато все получилось.

Мне перед назначением были поставлены цели: расширение зрительской аудитории и повышение доходности предприятия. Собственно, к чему мы и идем. И достигаем. Чтобы удивлять, нужно постоянно придумывать что-то новое. Но у нас есть проблема. В цирк не ходит молодежь. Она не считает, что цирк может быть местом проведения досуга.

Экс-артист Цирка дю Солей заставил воронежцев по-новому посмотреть на "Петрушку"

Проекты "неЦирк" и "ТРОГАТЬельный спектакль" ориентированы в большей степени именно на эту категорию. Мы показываем, насколько в цирке может быть увлекательно. И интерес к учреждению растет. По итогам 2023 года цирк стал самым посещаемым учреждением культуры в РТ, заработав 395 миллионов рублей. Это в два раза больше, чем в 2022-м. Количество зрителей выросло на 32 процента и составило 270 тысяч человек за год.

И чем вы готовы удивлять?

Эльмира Булатова: Моя беда в том, что я постоянно генерирую идеи. Сейчас в разработке один амбициозный проект - "Крошечный цирк", ориентированный на детей от года до четырех лет. В манеже мы хотим поставить сказочное шапито, рассчитанное на 20-30 зрителей. Приглашаем режиссера, который понимает психологию маленьких детей, знает, как вовлечь их в представление. А это непросто, нужно постоянно концентрировать внимание.

Сегодня родители решают за детей, на какие кружки им ходить, чем заниматься. А мы хотим, чтобы с малых лет у детей формировалась ассоциация, что в цирке хорошо. И туда хочется. Представление планируем в следующем году, длиться оно будет 40-60 минут.

Вы отказались от полноценных привозных программ. В частности, от Росгосцирка и Московского цирка на проспекте Вернадского, чем вызвали недовольство части профессионального сообщества. Почему вы приняли такое решение?

Эльмира Булатова: После реконструкции нашего цирка были поставлены определенные и, как я считаю, правильные задачи. У нас есть цирковая школа, но нет собственной труппы. Все выпускники работают где-то, но только не в Казанском цирке. Да, они специалисты высокого уровня. Для чего нам тогда нужна школа, прекрасно отремонтированное здание, если мы сами ничего не будем делать?

Эльмира Булатова: Чтобы удивлять, нужно постоянно придумывать что-то новое. / Александр Эшкинин

Но каждая программа - это не просто подборка номеров. Мы приглашаем режиссеров, чтобы они нам все красиво придумали. В штате теперь есть свой балет. Это профессиональные ребята, они украшение представления. Также мы постоянно задействуем учеников Детской цирковой школы. Естественно, приглашаем артистов из других цирков. К каждому шоу шьем костюмы, придумываем какую-нибудь историю и стараемся не повторяться в номерах.

Можно, конечно, набрать одни и те же номера на сезон и просто чередовать их в разных программах. Но это будет обман зрителя. Казанская публика нам этого не простит. Потерять доверие очень легко. Достаточно сделать одну ошибку. А тут зритель очень требовательный.

Это в Москве другие масштабы. Они могут создать одно классное дорогое шоу и гонять его девять месяцев. Там, помимо туристов, официально проживает 13 миллионов человек. В Татарстане - четыре миллиона. Мы не можем себе позволить на одной программе работать полгода. Через 2-3 месяца зрительский интерес упадет, и мы будем работать себе в убыток.

Тем не менее в репертуаре в следующем году все-таки должна появиться программа, которая будет идти на постоянной основе. Я имею в виду первое татарское цирковое шоу.

Эльмира Булатова: Задача стоит, чтобы это был формат, ориентированный не только на цирк, но и на другие большие площадки. Так как шоу нацелено в том числе и на туристов. Мы планируем, что оно будет проходить в летний период. А потом раза три в месяц. Но это пока только наметки. В шоу будет вовлечено большое количество людей, и ставка делается на местных артистов. Будет красиво, зрелищно и очень дорого. Это будут номера мирового уровня.

А про содержательную часть представления можете немного рассказать?

Эльмира Булатова: Мы ставим его по мотивам татарских сказок, с фольклором, национальными элементами и на татарском языке. Цирк - это безмолвное искусство. Если где-то идет небольшой диалог, задача режиссера сделать так, чтобы содержание читалось по жестам, мимике и движению актеров. Без слов донести до зрителя всю палитру чувств, которые может испытать человек. Режиссерскую группу пока называть не могу, но это будут в том числе и местные специалисты.

Цирк в Казани показал иммерсивный спектакль, погружающий в закулисье

Первые шаги к этому шоу мы делаем уже сейчас. Например, 26 апреля у нас состоится премьера первого национального театрально-циркового спектакля "На Сенном базаре". Он поставлен по произведениям Тукая и приурочен ко Дню родного языка.

В постановке участвуют известные татарстанские танцоры, певцы и театральные актеры. Роль Габдуллы Тукая сыграют лауреат "Золотой маски" Нурбек Батулла и талантливый пластический актер Театра Камала Артур Шайдуллин. В роли Зайтуны, возлюбленной Тукая, выступит Эльмира Калимуллина. Это шоу смогут увидеть много людей, в том числе и туристы. Мы планируем до пятого мая дать восемь представлений.

Когда делаешь что-то новое, непривычное, сразу можно навлечь на себя массу критики. Как вы к ней относитесь?

Эльмира Булатова: Если тебе плюют в спину, значит, ты идешь впереди. К конструктивной критике я отношусь нормально. Когда мы открыли комнату для молитв, было много вопросов, для чего, мол, это нужно было делать в цирке. А идея возникла оттого, что девочки, работающие в фойе, стали спотыкаться о людей, которые приходили со своими ковриками для намаза. И раз это таинство, то и происходить оно должно в отдельном помещении. То же и с комнатой матери и ребенка. У родителей должно быть место, где они смогут приватно переодеть и покормить детей.

Меня во многом поддерживает коллектив, который удалось сохранить на 95 процентов. Хотя функции многих работников кардинально поменялись и им пришлось заниматься тем, чего они никогда не делали. Мы вместе как живой организм, как часы, в которых каждый выполняет свои четкие функции.

С такой интенсивной работой время на ребенка остается?

Эльмира Булатова: Конечно! Это поздний ребенок и совсем другие ощущения. Человек эффективен, когда он счастлив в личной жизни. Я стараюсь по возможности уже в шесть часов вечера уходить с работы. Я никого не заставляю оставаться сверхурочно, только если не какие-нибудь чрезвычайные ситуации, которые, к сожалению, иногда бывают.

У людей должны быть свои увлечения, они должны встречаться с друзьями, а родителям по вечерам надо находиться с детьми. Если так не получается, это неправильное распределение своего времени. Мы же взрослые все люди. Ты на работу приходишь работать. Не надо здесь жить.

ПФО Шоу