11.04.2024 12:00
Экономика

Чем объясняют подорожание своей продукции производители пива

Текст:  Марина Волкова (Санкт-Петербург)
С 1 апреля в России повысились отпускные цены на пиво и безалкогольные напитки. В первую очередь повышение касается ритейлеров, объясняют пивовары и подчеркивают, что вопрос ценообразования регулируется ситуацией на рынке. Как сделать так, чтобы для конечных потребителей повышение цен было наименее заметным?
Значительную часть стоимости пенного напитка составляет цена тары, которая постоянно растет. / Александр Рюмин/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

После введения антироссийских санкций некоторые зарубежные пивные бренды официально ушли из нашей страны, их производственные мощности перешли под контроль российских производителей и продолжают работать. При этом, по данным аналитической компании NielsenIQ, доля локальных марок на протяжении последних лет остается стабильной, на уровне 67 процентов. Однако реальный сектор экономики РФ продолжает испытывать внешнее давление, и пивовары не исключение. Кроме того, отмечают эксперты, не все решения органов власти, направленные на регулирование рынка алкогольной продукции, в перспективе выглядят безупречными.

Как пояснил председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, основные производители повысили цены на 8-10 процентов. То есть при средней цене в магазине за 0,5 литра пива в 60 рублей, удорожание не должно составить более шести рублей. И три четверти этой величины - результат действия рыночных механизмов, а четверть - следствие административных решений. Так, для пива крепостью от 0,5 до 8,6 процента, а также сидра, пуаре, медовухи акциз в 2024 году составит 26 рублей за литр вместо 25 рублей в 2023 году. Глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин еще в январе нынешнего года спрогнозировал, что пиво в этом случае вырастет в цене на пять процентов - только за счет акциза.

- Вклад акциза в подорожание поллитровой упаковки пива составляет 50 копеек, - поясняет Петр Шелищ. - Еще рубль к стоимости каждой бутылки или банки добавляет обязательная цифровая маркировка каждой упаковки, введенная с 16 января 2024 года. Цена одной марки с НДС составляет 60 копеек плюс затраты на приобретение и обслуживание оборудования для нанесения маркировки на предприятии и для ее считывания в торговых сетях.

Что касается рыночных механизмов, то здесь положение пивоваров мало чем отличается от ситуации в других отраслях реального сектора экономики. На фоне кадрового дефицита в РФ - и особенно в крупных городах, где существует конкуренция за трудовые ресурсы - растет цена труда. Ежегодный рост заработной платы в РФ составляет около 14 процентов. Кроме того, растет стоимость тары, в том числе стеклянных и пластиковых бутылок, алюминиевых банок, а санкции привели к удорожанию сырья и увеличению логистических затрат. Из этих факторов регуляторные механизмы могли бы сегодня оказывать заметное влияние только на стоимость тары, стимулируя возврат потребителями использованной тары и ее последующую переработку. А некоторые инициативы органов власти потенциально могут привести к новому росту цен - в первую очередь речь идет о введении минимальной розничной цены (МРЦ) на пиво.

- Я негативно отношусь к инициативе о введении минимальной цены на пиво, что якобы должно снизить долю нелегальной продукции и защитить потребителя. Практика введения, а затем и повышения минимальной цены на водку свидетельствует о том, что данная мера не привела к заметному сокращению объема контрафактной водки и алкогольных отравлений, - отмечает председатель партии "Справедливая Россия - За правду", руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов, который одним из первых обратил внимание ФАС на действия пивоваров. - Кроме того, с 1 марта 2023 года в России введена обязательная маркировка пива в кегах, а с 1 октября 2023 года - в полимерной и стеклянной таре. В этой связи считаю предложение о введении минимальных цен на пиво избыточным и контрпродуктивным.

В данном случае, также отмечает Миронов, следует обращать внимание не только на ситуацию у производителей, но и на действия продавцов. Так, после "яичного кризиса", произошедшего в конце 2023 - начале 2024 года, когда цены на куриное яйцо в отдельных регионах выросли более чем на 100 процентов, ФАС России проверяет не только производителей, но и торговые сети.

- В феврале сего года правительством РФ дано поручение ФАС проработать механизм определения критериев существенного роста спроса, а также методику оценки роста затрат, влияющих на цены, и методику определения влияния на рост цен сезонного фактора и установить "исчерпывающий перечень" факторов, подтверждающих экономическую обоснованность повышения стоимости товаров, а также методики их оценки, - сообщил Миронов.

Что касается подорожания пива, то действия крупнейших монополистов - производителей пива и безалкогольных напитков, по его мнению, в данном случае выглядят согласованными - в первую очередь потому, что сразу несколько компаний-производителей направили ритейлерам письма-предупреждения. В ФАС России подтвердили, что в ведомство поступили обращения на указанную тему. В настоящее время они находятся на рассмотрении.

Однако производители в свою очередь отмечают, что повышение отпускных цен происходит ежегодно в преддверии высокого сезона - этим и объясняется синхронность действий. При этом увеличение отпускной цены тщательно обосновано, поскольку необходимо сохранить покупательский спрос.

"Пивовары всегда прикладывают максимум усилий, чтобы сдерживать рост цен и сохранять доступность качественной, безопасной и легальной продукции для потребителей, поэтому в прошлом году для нашей отрасли был характерен один из самых низких показателей повышения цен среди всех алкогольных напитков, который в том числе был ниже инфляции", - заявил СМИ исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов.

В прошлом году, отметил исполнительный директор ассоциации со ссылкой на данные Росстата и NielsenIQ, повышение цен затронуло многие категории товаров повседневного спроса, включая социально-значимые, такие как молочная продукция, что объясняется ростом цен на сырье, ежегодным ростом акциза, увеличением стоимости логистики на 30 процентов и другими макроэкономическими причинами. При этом темпы роста цен в пивоваренной индустрии ниже, чем во многих иных категориях FMCG (товары повседневного спроса).

Экономика