Обязательная маркировка велосипедов начнется в России 1 сентября 2024 года - следует из распоряжения кабмина, опубликованного на интернет-портале правовой информации. С этой даты коды маркировки будут наноситься на велосипеды и велосипедные рамы.
"Проблема нелегального оборота в веломотоиндутрии по-прежнему стоит остро, поэтому введение маркировки - это вопрос ближайшего времени", - отмечает Анна Петрушина, руководитель товарной группы ЦРПТ (оператор системы маркировки "Честный Знак").
Напомним, что в России продается и покупается более 4 миллионов велосипедов ежегодно. Согласно информации НИУ ВШЭ, основанной на данных Росстата, доля нелегального оборота составляет более 30% от общего объема оборота велотоваров на территории РФ. Необходимость проведения эксперимента связана с высокой долей контрафакта и фальсификата на рынке велотоваров.
Пилотный проект по маркировке велосипедов проходил в России с 16 сентября 2019 года по 31 мая 2020 года. Инициаторами выступали крупные компании-производители велосипедов. В эксперименте на добровольной основе приняло участие 3 820 компаний, было промаркировано 11 776 упаковок с товарами. Отмечается, что в пилотном проекте участвовали как отечественные велосипеды и рамы, так и импортные. Как показали результаты эксперимента, маркировка не оказывает никакого влияния на производственные процессы. Более того, эксперимент позволил определить наиболее удобное место для наклейки этикетки - подседельная труба.
Как напомнил в беседе с "РГ" заместитель председателя Общественного совета при Роспотребнадзоре, глава "Общественной потребительской инициативы" Олег Павлов, обязательная маркировка также распространится и на велосипеды с вспомогательными двигателями, которые сейчас активно набирают популярность. "С ростом спроса без должного регулирования и контроля растет и теневой сектор. По экспертным оценкам, проблема нелегального оборота в веломотоиндустрии есть и решать ее действительно нужно. Маркировка в этом случае - проверенный инструмент, зарекомендовавший свою эффективность во многих товарных категориях", - подчеркнул Павлов.
Кроме того, эксперт считает, что в сегменте средств индивидуальной мобильности (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи и моноколеса) цифровая маркировка также может быть актуальна, чтобы повысить качество и безопасность продукции и обеспечить надлежащий уровень защищённости потребителей. "Что же касается мотоциклов, думаю, в этом сегменте контрафакта нет - это транспортное средство, подлежащее обязательной регистрации, и уровень госконтроля здесь достаточно силен", - резюмировал Павлов.