До поздней ночи накануне несколько десятков депутатов от президентской фракции "Слуга народа" не покладая рук жали кнопки за отклонение четырех с лишним тысяч поправок, предложенных весьма условной оппозицией. Утром же это большинство внесли главное изменение в окончательную редакцию - изъяли принципиальное положение о демобилизации уже отвоевавших полтора года боевиков. На бессрочной, до смерти или тяжелого увечья, службе режиму Зеленского, даже без теоретической опции покинуть ряды ВСУ живым и здоровым, настоял персонально главком ВСУ Александр Сырский. Ему, судя по отзывам украинских военных в социальных сетях, терять тоже нечего - авторитета в войсках, который можно было бы расходовать на подобные инициативы, он так и не заработал.
Поэтому лично защищать свое предложение перед депутатами Сырский в Раде не стал, выставив вместо себя на трибуну командующего Объединенными силами ВСУ Юрия Содоля. Президент Зеленский и вовсе предпочел исчезнуть в этот судьбоносный день из Украины - ему понадобилось срочно получить в Латвии "гарантии безопасности" от местного коллеги Эдгара Ринкевича.
Опуская цитирование отдельных пунктов многостраничного закона, можно с уверенностью говорить, что мобилизации, за редкими исключениями, подлежит любой обладатель украинского паспорта мужского пола в возрасте от 25 до 60 лет, кого признает годным военно-врачебная комиссия. И, если по сути, то авторам стоило бы назвать закон не "о мобилизации", а "о брони". Потому что куда больше украинское общество волнует вопрос, кто в армию не пойдет, и связанная с этим проблема отсутствия вселенской справедливости.
С такой философской точки зрения, "молодая европейская демократия" откатилась на 300 лет назад, когда шляхта и реестровое казачество закрепощало крестьянство Малороссии. Подобное разделение на хозяев жизни, счастливчиков, которым под пули не идти, и которые будут решать судьбу холопов, происходит и сейчас. Например, помимо военкомов, право дарования "брони" и ее изъятия появляется у крупных бизнесменов и местных чиновников. Уровень злоупотреблений здесь - сведение личных счетов, коррупцию, принуждение к бесплатной работе, "панщине", только за возможность не оказаться в ВСУ, - легко представить уже сегодня. Как и попытки нездоровой конкуренции, когда к владельцам понравившегося условному "пану" бизнеса будут приходить военкомы, сгребающие всех работников без разбора. Хуже того, в законе есть положение о возможности "мобилизации" техники - автомобилей, в том числе легковых, прицепов, тракторов, экскаваторов, и тот, у кого больше одной единицы личного транспорта, всех остальных может лишиться, если так будет угодно новым крепостникам. Таким образом, принятый Радой закон не только институализирует социальное расслоение, и без того современной Украине присущее, но и доводит его до поистине средневекового уровня.
Впрочем, уже сейчас многие на Украине полагают, что этот закон - только начало, и за ним последуют новые ужесточения, и уже буквально "война до последнего украинца". Накануне голосования, например, "советник по гендерным вопросам" командующего Сухопутными войсками ВСУ Оксана Григорьева в интервью Тimes заявила, что украинкам пора избавиться от гендерных предрассудков и мобилизоваться наравне с мужчинами. И хотя в местном Совбезе поспешили заявить, что, мол, женщины пока идут на передовую только добровольно, ключевое здесь слово "пока". А уже в день голосования известный украинский "волонтер" и военный эксперт из числа "соросят" Тарас Чмут объявил, что в перспективе возраст мобилизации должен быть снижен до 20 лет. Учитывая близость Чмута к посольству США, и, соответственно, наличие самой крепкой на Украине "брони", эти слова тоже не оговорка, а ближайшая перспектива.