В 2023 году прибыль десяти самых крупных производителей яиц выросла в 2,5 раза - с 6 млрд руб. до 15,5 млрд руб., подсчитал "Форбс", изучив финансовую отчетность лидеров рынка.
В 2023 году цены на куриные яйца выросли более чем на 60%. Причины - рост спроса на доступный белок, неблагополучная ситуация с гриппом птиц и ограниченная доступность ветпрепаратов, поясняли эксперты. В ситуацию даже вынужден был вмешаться президент России. Власти открыли беспошлинный импорт яиц и расширили для производителей возможность пользоваться льготными кредитами.
Главный показатель для бизнеса - уровень рентабельности, а он в прошлом году для российских птицефабрик составил всего 7%, рассказал "Российской газете" президент Росптицесоюза Владимир Фисинин. "Фабрики еле дышат", - утверждает он. Так, ключевая ставка ЦБ составляет 16%. Это значит, что кредиты для производителей обходятся еще дороже, под 24%. Но кредиты - только одна составляющая. Если разложить отпускную стоимость яиц по месяцам, можно увидеть, что, например, в июне прошлого года она составляла чуть больше 50 руб., а в октябре дошла до 70 руб. Но за это время цены на вакцины выросли на 13%, на премиксы - на 9%, логистика - на 17%. Все витамины приходится закупать за границей. И если бы не хороший урожай зерна, из-за которого цены на корма были низкими, ситуация была бы еще печальнее.
При этом Владимир Фисинин подсчитывает: при норме потребления 260 яиц на человека в год россияне в прошлом году съели по 288 яиц. Яиц в стране хватает, говорит он. Но стоит посмотреть на ситуацию в разрезе регионов. И там, где наблюдается недостаток, подумать над увеличением мощностей. Благо после шумихи и вмешательства президента для фабрик были расширены меры поддержки.
За 2023 год из-за вспышек птичьего гриппа закрылись шесть птицефабрик. Какие-то переключились на выпуск бройлеров. Отдельные небольшие предприятия свернули производство, поскольку не выдержали конкуренцию с крупными. Какие уж тут сверхприбыли, говорит Фисинин.
По его мнению, настоящие причины такого резкого скачка цен - точно не в производителях, которые хотят "нажиться". Уж на яйцах это сделать невозможно, уверен он. Надо внимательнее посмотреть на торговые наценки. Заверения торговых сетей об ограничении наценок до 5% не соответствуют действительности - в ряде случаев наценки доходили до 60%, утверждает Фисинин.
Предприятия, специализирующиеся на выпуске столового яйца, работали на низкой маржинальности последние пять лет, говорит гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова. Например, при выручке на уровне 7 млрд руб. чистая прибыль составляла 300-700 млн руб. в год. Это крайне низкий показатель. При этом если более трех лет компания работает без прибыли, то ФНС начинает проверочные мероприятия. Кроме того, производителям необходимо осуществлять модернизацию через 3-5 лет. "При низкой рентабельности и высокой ставке ЦБ предприяиям сложно получить кредит, а значит, отрасль становится непривлекательной для инвесторов", - говорит Петрова.