14.04.2024 09:32
Экономика

Депутаты предложили доплачивать за наставничество на работе

Текст:  Ольга Игнатова
Российская газета - Федеральный выпуск: №82 (9324)
В Трудовой кодекс предложено включить статью о наставниках - определить гарантии за такой труд, в том числе и об оплате наставничества. Соответствующий законопроект, разработанный депутатами фракции "Единая Россия" и сенаторами, поступил для обсуждения в Российскую трехстороннюю комиссию. Рассмотреть законопроект депутаты могут в мае. "Российская газета" ознакомилась с текстом законодательной инициативы.
Читать на сайте RG.RU

Авторы законопроекта напоминают, что еще в советские годы большую роль в практической подготовке молодых специалистов и профессиональной адаптации новых работников на предприятии играли наиболее авторитетные, опытные специалисты. Сейчас программы наставничества реализуются во многих регионах страны, однако единая система наставничества в масштабах страны не сформирована. Как и нет обязанностей у работодателей оплачивать такую работу. А за работу, выполняемую на общественных началах, сложно спрашивать отчет. Проще говоря, эффективность наставнической деятельности в большинстве своем сейчас низкая, потому что за это практически нигде не платят.

Поэтому и предлагается сформировать единый подход к понятию и содержанию наставничества для каждой профессиональной отрасли, а также установить требования к наставникам с учетом отраслевых особенностей, закрепить необходимые гарантии и статус наставника. Наставничество будет считаться дополнительной работой, за которую работодатель должен доплачивать.

"В прошлом году, как никогда, обострилась проблема обеспечения предприятий квалифицированными кадрами. Однако найти на рынке труда специалистов оказалось не так-то просто. Предприятия в предыдущие годы не особо заботились о профессиональной подготовке сотрудников - в общих затратах на персонал в среднем по России расходы на профподготовку составляли около 0,4%! Незначительное количество организаций имело собственные системы обучения персонала или активно сотрудничали с учебными заведениями. Даже усилия государства в части расширения объема профессиональной подготовки, связанные с модернизацией колледжей, не могут решить все вопросы освоения необходимых компетенций", - отмечает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.

В этом плане, подчеркивает он, крайне важно развивать институт наставничества. "Если вспомнить историю индустриализации, то когда произошло резкое увеличение числа рабочих с 14,8 % до 50,2% от общей численности населения - с 1917 по 1940 годы, именно наставничество позволило за короткий срок подготовить такое количество работников. Даже было выпущено специальное постановление Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов "О шефстве кадровых рабочих над молодыми". А в 70-х годах Президиумом Верховного совета было утверждено Положение о почетном звании "Заслуженный наставник РСФСР". Сейчас времена изменились и люди, которые могут стать наставниками, хотят получать за свой труд денежное вознаграждение, поэтому важно отразить это в трудовом законодательстве, и инициативы депутатов в этом плане действительно актуальны", - подчеркивает Сафонов.

А также добавляет, что государству надо бы подумать и о возрождении практики присвоения почетного звания " Заслуженный наставник". Например, это поощрение можно было бы применять в науке, на производстве.

Принят закон о молодых специалистах и работниках. Как им помогут при трудоустройстве
Работа Госдума