В очных турах конкурса приняло участие более 100 исполнителей из 27 городов России.
Очевидной видимой проблемой стал не самый высокий уровень исполнителей характерного танца, что подтвердилось и распределением премий по этому направлению - в ансамблях в обеих возрастных группах и младшей, и старшей первая и вторая премия оказались не присуждены. Не нашла своего обладателя и первая премия в сольном танце в старшей группе. Заметно, что стираются границы жанра характерного танца, который родился в русском классическом балетном театре XIX века.
В характерном танце, неотъемлемой части академического спектакля, соединилось два источника, два корня - народный танец и классический балет, от которого - непременным условием характерного танца (кроме ярко выраженного национального характера, чистоты академической техники и харизмы исполнителя) должны быть классическая манера, вкус и высокий стиль. Этими качествами обладали, к сожалению, немногие. Характерный танец в большинстве - танец ансамблевый. Но как раз в этой номинации ансамблей было меньшинство - в младшей группе всего два (на 12 сольных участников), оба из Йошкар-Олы и с одинаковым репертуаром, в старшей группе - три ансамбля (против семи сольных выступающих).
Обратили на себя внимание и проблемы с выбором репертуара - не большое разнообразие, а также зачастую несоответствие жанру характерного танца: например, Дуэт Зобеиды и Раба из балета Фокина "Шехеразада", или дуэт Цыганки и Северьяна из "Каменного цветка" Григоровича.
Председатель жюри конкурса народный артист СССР, педагог-репетитор Большого театра России, художественный руководитель Московского хореографического училища при театре танца "Гжель" Борис Акимов считает, что "сегодня вопрос стоит очень остро - как не потерять характерный танец. Это, пожалуй, единственный конкурс по такой номинации. И его задача напомнить, что существует народно-сценический и - особенно характерный танец. Это направление русского классического балета очень развивалось до революции, после революции - вспомните "Русские сезоны" Дягилева с блистательными артистами, которые исполняли и классические и характерные партии.
Вспомните "Жар-птицу" и Половецкие пляски Фокина. А характерный танец в шедеврах таких великих хореографов советского периода как Лавровский, Захаров, после, конечно же, Григорович - это золотой фонд балета. Сегодняшние хореографы в основном занимаются одноактными балетами, бессюжетными формами, не говорим о лексике. Сейчас трудно найти и педагога высокого уровня, который блистательно бы знал характерный танец и интересно его преподавал. Так что огромный плюс этого конкурса, что он поддерживает это жанр. Надо обязательно этот конкурс проводить, и может быть, не раз в четыре года, а чаще, а то можно потерять характерный танец".
Народно-сценический танец был представлен на конкурсе в Йошкар-Оле более ярко, на высоком профессиональном техническом и актерском уровне. Каждый номер (в том числе и номера современных хореографов) представлял собой завершенную сценку с ярко вылепленными характерами. Вероятно, немаловажным фактором является то, что в стране много высокопрофессиональных народных танцевальных ансамблей, которыми задана высокая планка.
Член жюри конкурса, народный артист России, солист ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева Александр Тихонов отметил, что "проблема стирания жанра есть и в народно-сценическом танце, руководители коллективов зачастую начинают уходить от классического понимания народно-сценического танца как художественной обработки фольклора в сторону просто стилизованного танца, и пропадает чистота жанра. Но у исполнителей порой не столько не хватает техники исполнения, сколько способности создать образ, миниатюрную историю.
Самое главное в танце - душа, характер, умение перевоплотиться, передать зрителю характер того или иного народа за несколько минут. Одной техникой в этом жанре невозможно поразить зрителя. Еще сложнее эта задача в рамках большого коллектива, когда в концерте надо поменять несколько танцев разных народов, для этого надо знать манеру исполнения, в которой заключается характер народа и его история. Это, пожалуй, самая важная составляющая. Без этого танец превратится просто в набор движений и смену костюмов".
Важнейшая задача конкурса - не просто понять сегодняшнюю ситуацию, найти и поддержать молодых танцовщиков, но обеспечить развитие этому жанру. Поэтому помимо собственно конкурса, в рамках форума в Йошкар-Оле проводились круглые столы, где обсуждались проблемы существования жанра и подготовки танцовщиков по этому направлению, проходили мастер-классы ведущих мастеров характерного танца и народно-сценического - как для участников, так и для педагогов.
Первая премия в номинации характерный танец единственная - ее обладательницей стала Арина Карасёва (Москва), выступавшая в младшей группе. В номинации народно-сценический танец первых премий три: у Таисии Скрипки из Череповца (младшая группа), в старшей группе у москвича Дмитрия Щербакова и у Квинтета Государственного ансамбля народного танца "Зори Тюмени".