14.04.2024 11:23
Культура

В Йошкар-Оле объявили победителей Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов

Текст:  Наталья Кожевникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №83 (9325)
Крупнейший отечественный Конкурс артистов балета и хореографов (наследник Всесоюзного конкурса, существовавшего с 1965 года) проводится ежегодно, чередуясь по специальностям - современный танец, классический танец, хореографы, характерный и народно-сценический танец. Артисты характерного и народно-сценического танца показывали свое мастерство на сцене Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева в Йошкар-Оле с 7 по 11 апреля. По словам художественного руководителя конкурса, выдающегося балетмейстера Юрия Григоровича, это направление искусства танца видится особенно важным сегодня.
/ Всероссийский конкурс артистов балета/ vk.com
Читать на сайте RG.RU

В очных турах конкурса приняло участие более 100 исполнителей из 27 городов России.

Очевидной видимой проблемой стал не самый высокий уровень исполнителей характерного танца, что подтвердилось и распределением премий по этому направлению - в ансамблях в обеих возрастных группах и младшей, и старшей первая и вторая премия оказались не присуждены. Не нашла своего обладателя и первая премия в сольном танце в старшей группе. Заметно, что стираются границы жанра характерного танца, который родился в русском классическом балетном театре XIX века.

Конкурс напоминает о необходимости сохранять характерный танец в русском балете

В характерном танце, неотъемлемой части академического спектакля, соединилось два источника, два корня - народный танец и классический балет, от которого - непременным условием характерного танца (кроме ярко выраженного национального характера, чистоты академической техники и харизмы исполнителя) должны быть классическая манера, вкус и высокий стиль. Этими качествами обладали, к сожалению, немногие. Характерный танец в большинстве - танец ансамблевый. Но как раз в этой номинации ансамблей было меньшинство - в младшей группе всего два (на 12 сольных участников), оба из Йошкар-Олы и с одинаковым репертуаром, в старшей группе - три ансамбля (против семи сольных выступающих).

/ Юлия Михеева

Обратили на себя внимание и проблемы с выбором репертуара - не большое разнообразие, а также зачастую несоответствие жанру характерного танца: например, Дуэт Зобеиды и Раба из балета Фокина "Шехеразада", или дуэт Цыганки и Северьяна из "Каменного цветка" Григоровича.

Андрей Максимов - о восстановлении в Большом театре балета "Ромео и Джульетта"

Председатель жюри конкурса народный артист СССР, педагог-репетитор Большого театра России, художественный руководитель Московского хореографического училища при театре танца "Гжель" Борис Акимов считает, что "сегодня вопрос стоит очень остро - как не потерять характерный танец. Это, пожалуй, единственный конкурс по такой номинации. И его задача напомнить, что существует народно-сценический и - особенно характерный танец. Это направление русского классического балета очень развивалось до революции, после революции - вспомните "Русские сезоны" Дягилева с блистательными артистами, которые исполняли и классические и характерные партии.

/ Юлия Михеева

Вспомните "Жар-птицу" и Половецкие пляски Фокина. А характерный танец в шедеврах таких великих хореографов советского периода как Лавровский, Захаров, после, конечно же, Григорович - это золотой фонд балета. Сегодняшние хореографы в основном занимаются одноактными балетами, бессюжетными формами, не говорим о лексике. Сейчас трудно найти и педагога высокого уровня, который блистательно бы знал характерный танец и интересно его преподавал. Так что огромный плюс этого конкурса, что он поддерживает это жанр. Надо обязательно этот конкурс проводить, и может быть, не раз в четыре года, а чаще, а то можно потерять характерный танец".

Народно-сценический танец был представлен на конкурсе в Йошкар-Оле более ярко, на высоком профессиональном техническом и актерском уровне. Каждый номер (в том числе и номера современных хореографов) представлял собой завершенную сценку с ярко вылепленными характерами. Вероятно, немаловажным фактором является то, что в стране много высокопрофессиональных народных танцевальных ансамблей, которыми задана высокая планка.

Квартет ансамбля "Ставрополье" - лауреат конкурса. / Пресс-служба Квартета Государственного казачьего ансамбля

Член жюри конкурса, народный артист России, солист ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева Александр Тихонов отметил, что "проблема стирания жанра есть и в народно-сценическом танце, руководители коллективов зачастую начинают уходить от классического понимания народно-сценического танца как художественной обработки фольклора в сторону просто стилизованного танца, и пропадает чистота жанра. Но у исполнителей порой не столько не хватает техники исполнения, сколько способности создать образ, миниатюрную историю.

В Москве открылся 31-й фестиваль студенческих и дебютных фильмов "Святая Анна"

Самое главное в танце - душа, характер, умение перевоплотиться, передать зрителю характер того или иного народа за несколько минут. Одной техникой в этом жанре невозможно поразить зрителя. Еще сложнее эта задача в рамках большого коллектива, когда в концерте надо поменять несколько танцев разных народов, для этого надо знать манеру исполнения, в которой заключается характер народа и его история. Это, пожалуй, самая важная составляющая. Без этого танец превратится просто в набор движений и смену костюмов".

Квартет ансамбля "Ставрополье" - лауреат конкурса. / Юлия Михеева

Важнейшая задача конкурса - не просто понять сегодняшнюю ситуацию, найти и поддержать молодых танцовщиков, но обеспечить развитие этому жанру. Поэтому помимо собственно конкурса, в рамках форума в Йошкар-Оле проводились круглые столы, где обсуждались проблемы существования жанра и подготовки танцовщиков по этому направлению, проходили мастер-классы ведущих мастеров характерного танца и народно-сценического - как для участников, так и для педагогов.

Первая премия в номинации характерный танец единственная - ее обладательницей стала Арина Карасёва (Москва), выступавшая в младшей группе. В номинации народно-сценический танец первых премий три: у Таисии Скрипки из Череповца (младшая группа), в старшей группе у москвича Дмитрия Щербакова и у Квинтета Государственного ансамбля народного танца "Зори Тюмени".

Танец Марий Эл