16.04.2024 17:06
Экономика

90 лет российскому метровагоностроению

Текст:  Федор Боровиков
В апреле 1934 года Мытищинский завод (сейчас "Метровагонмаш") заключил договор о разработке и поставке первых серийных вагонов для эксплуатации в метро.
Первый поезд Московского метро совершает пробный рейс. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

90 лет назад конструкторам пришлось решать задачу со звездочкой. Поездов для курсирования под землей на советских предприятиях еще не делали. Одни предлагали спустить под землю тогдашние электрички, другие - закупить вагоны в Европе, поставщики даже предлагали бесплатную доставку в случае подписания контракта. Но в итоге было принято решение о создании собственного вагона метро. Главным конструктором проекта был назначен инженер Петр Травин. В основу нового поезда легли как отечественные разработки, так и опыт зарубежных коллег, который Травин привез из заграничных командировок. Основной характеристикой вагона должны были стать прочность и надежность эксплуатации.

У сотрудников Мытищинского завода уже был опыт создания трамваев и электричек, но вот для производства метровагонов оснащенности на заводе не хватало. Прежде вся продукция была клепанной, такими хотели сделать и первый поезд метро, даже продемонстрировали опытный экземпляр руководству. Однако вагон раскритиковали, сравнив его с "бараком на колесах" и отправили проектировщиков вдохновляться к коллегам- метростроевцам. Те обличали станции в мрамор и монтировали на потолки роскошные люстры. Вагоны метро и технически, и с точки зрения дизайна должны были соответствовать новой транспортной системе города.

Запуск отечественного метровагоностроения

В связи с полученными установками было принято несколько важных решений. Так, деревянные сиденья решили заменить на мягкие, освещение сделать более уютным, конструкцию дверей заменить на механическую, а кузов вагона выполнить сварным методом. Для решения этих задач на Мытищинском заводе значительно реорганизовали производство, и, что самое важное, построили и запустили в работу электросварочный цех.

Помимо этого, специально для поездов московского метро изобретатель Иван Матросов сконструировал новую версию своего легендарного воздушного тормоза. На это у него ушло целых шесть месяцев. Теперь в случае экстренного торможения система не запаздывала на 1-2 секунды, что было крайне важно для поездов метро. Однако одним из самых сложных этапов стало создание автоматических дверей. 18 проектов предоставили инженеры прежде, чем добиться плавного и синхронного хода конструкции.

И конечно же, особое внимание уделили дизайну подземного поезда. Сварная конструкция позволила сделать корпус вагонов современной, округлой формы. Окрасили его в спокойные желтые и коричневые тона. Деревянные скамейки заменили на мягкие кожаные диваны. Освещали вагоны 30 "молочных" светильников - тюльпанов. В поездах должно было быть красиво и уютно, чтобы пассажиры не чувствовали, что находятся под землей.

Надо отметить, что строительство первого метровагона сильно повлияло на развитие не только Мытищинского завода, но и всего машиностроения. Комплектующие для поездов делали по всему СССР. Столичный завод "Динамо" занимался электрическим оборудованием, Сормовский - помогал с тележными рамами и осями, на Коломенском - делали автосцепки, редукторы и колеса, Московский тормозной завод занимался дверными пневматическими распределителями, автостопами и прочими тормозными приборами, а электрические мотор-компрессоры стали делать на заводе в Ярославле.

Чудо конструкторской мысли

Первые два вагона типа "А" в октябре 1934 года ушли на обкатку, на одной из которых присутствовал и сам Иосиф Сталин. А уже в мае 1935 года 40 вагонов метро повезли первых пассажиров. В книге отзывов тогда писали: "Это впечатления на всю жизнь", "Чудо конструкторской мысли". Люди восхищались внутренним убранством салона, эргономичным внешним видом, автоматическими дверьми и плавным ходом состава. За первый год работы вагоны типа "А" перевезли более 40 млн пассажиров. И ходили они по рельсам столичной подземки вплоть до 1975 года.

Это было начало пути. Прошло 90 лет. Поезда метро по-прежнему делает "Метровагонмаш". Сегодня завод является лидером отечественного машиностроения, закрывая потребности российского рынка и обеспечивая метровагонами еще 11 стран по всему миру. Московское метро из 13 станций выросло почти до 300, перевозя ежедневно больше 8 млн человек. Транспортный парк подземки каждый год пополняется почти на 300 вагонов. Буквально месяц назад на маршрут Замоскворецкой линии вышел поезд модели "Москва-2024". Это высокотехнологичный рельсовый транспорт повышенной комфортности, оснащен системой климат-контроля и обеззараживания воздуха, сквозными проходами между вагонами, широкими входными дверями, USB - зарядками и удобной системой навигации. Не забыли и про маломобильных граждан. Для их удобства в головных вагонах установили аппарели.

Столичное метро всегда считалось одним из самых красивых в мире. Ну а сегодня к этому статусу добавилось "одно из самых крупных и технологичных".

Экономика