Общественники уже неоднократно обращали внимание на проблемы с диспансерным наблюдением за пациентами с хронической болезнью почек. Такие обращения в Минздрав направляли Всероссийский союз пациентов и профильная организация "Нефро-Лига". Предложения по урегулированию процесса направлялись в Минздрав главным специалистом-нефрологом и пациентскими организациями и в рамках общественного обсуждения недавних поправок в приказ Минздрава РФ № 168н.
Проблема в том, что в этом приказе, устанавливающем порядок диспансерного наблюдения за взрослыми, видятся определенные противоречия. Несмотря на перечисление всех стадий ХБП для постановки под диспансерное наблюдение, коды для постановки на него прописаны только для пациентов с ХБП 1-й стадии. При этом в клинических рекомендациях Минздрава РФ по ХБП предусмотрено 5 стадий заболевания и диспансерное наблюдение показано всем пациентам вне зависимости от стадии. Получается, приказ Минздрава противоречит и себе, и действующим клиническим рекомендациям?
По мнению экспертов, из-за таких "несовпадений" в тексте документа многие региональные органы здравоохранения при формировании территориальных программ государственных гарантий трактуют приказ ограничительно. И на диспансерное наблюдение попадает лишь малая часть пациентов с ХБП: с 1-й стадией, у которых функция почек не снижена.
Пациенты же со стойким снижением функции почек (стадии 2-5) оказались исключены из диспансерного наблюдения. Это ограничивает в возможности своевременной диагностики и корректировки терапии тех, кто более всего нуждается в этом.
Данная проблема неоднократно поднималась и Общественной палатой РФ. По словам главного внештатного специалиста-нефролога Минздрава России Евгения Шилова, диспансерное наблюдение организовано для всех групп пациентов с ХБП лишь в 15-ти регионах из 73-х исследованных.
В этих регионах приняты локальные нормативные акты, регулирующие порядок диспансерного наблюдения, пояснила главный внештатный нефролог Минздрава Республики Башкортостан Альбина Аюпова.
В 58-ми регионах (80% из числа исследованных регионов) диспансерное наблюдение не охватывает основную группу - пациентов со 2-5 стадиями ХБП. Количество пациентов, которые не имеют должного доступа к своевременной диагностике и назначению коррекционного лечения, по некоторым оценкам, может доходить до 12 миллионов человек.
Экспертов тревожит то, что формальная трактовка приказа и игнорирование клинической необходимости в регулярном диспансерном наблюдении чреваты ухудшением здоровья пациентов и неконтролируемым переводом их на диализ.
"Большинство пациентов преддиализных стадий не состоят на учете у терапевта, а сразу встают на диспансерное наблюдение у нефролога и в дальнейшем переходят на гемодиализ. Нет коррекции основного заболевания, чаще всего плохо контролируемой артериальной гипертонии, которое привело к снижению функции почек", - рассказала председатель правления Межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов "Нефро-Лига" Галина Горецкая.
По ее словам, сегодня ХБП зачастую выявляют на 3-4 стадиях, когда у пациента уже есть серьезные поражения почек и выраженные симптомы и требуется перевод на гемодиализ, который ограничивает качество жизни человека, привязывая его к аппарату.
В России на диализе, по подсчетам Ассоциации нефрологов, находятся примерно 50 тысяч человек. Это лечение жизненно необходимо, но затратно - на одного больного в год, по оценкам разных экспертов, нужно около 1 млн рублей. Люди на диализе подчинены процедурному графику: 3 раза в неделю, 156 дней в году им необходимо приезжать в больницу на диализ. Это сильно сказывается на качестве жизни.
"Современные методы нефропротекции - изменение образа жизни человека и лекарственная терапия - позволяют либо совсем обойтись без диализа и трансплантации на протяжении жизни больного, либо отсрочить ее на 4-5 лет, что критически важно и с точки зрения пациента, и с точки зрения общества, для которого затраты на заместительную почечную терапию очень высоки", - пояснил кандидат медицинских наук, доцент кафедры "Нефрология" МГМСУ им. А.И. Евдокимова, председатель Наблюдательного совета Ассоциации медицинских организаций по нефрологии и диализу Валерий Шило.
Однако для назначения терапии необходимо, чтобы пациент регулярно наблюдался в медицинском учреждении. Много денег это не требует, продолжает эксперт. В основном речь идет об обычном биохимическом анализе крови: показателях креатинина, мочевины в крови, гемоглобина, содержания белка в моче.
Именно поэтому общественники настаивают на том, что процесс необходимо отрегулировать, включив в программу диспансерного наблюдения всех пациентов с ХБП.
"То, что на диспансерном учете должны стоять все пациенты с ХБП - совершенно очевидный факт", - подчеркнул главный внештатный специалист-трансплантолог Минздрава РФ Сергей Готье.
По итогам круглого стола Общественная палата составила резолюцию, в которой предложила скорректировать приказ № 168н, чтобы он не допускал различных трактовок. По мнению экспертов, такие важные документы должны стоять на стороне пациентов. Поэтому важно в кратчайшие сроки сделать так, чтобы дискуссионные положения приказа больше не вызывали споров и четко отвечали бы реальной клинической картине.
Также участники круглого стола высказали мнение о том, что сотрудникам министерства под силу сподвигнуть региональные ведомства здравоохранения обеспечить пациентам возможность доступа к коррекции терапии, наблюдения врача и грамотного ведения заболевания посредством своевременной постановки на диспансерное наблюдение людей с ХБП преддиализной стадии.
"Крайне важно получить детальное разъяснение от Минздрава, каких же пациентов ставить на диспансерное наблюдение, с корректным указанием кодов заболевания по МКБ", - резюмирует Галина Горецкая.