"Эта информация не соответствует действительности, - заявил один из инициаторов строительства противопаводкового вала Иван. - Никаких угроз не было, местные власти нам даже помогали. Около четверти глины на стройку мы брали с муниципального карьера, нам оперативно дали на это разрешение".
Вымыслом оказались и жалобы соседей из Ивановки (поселок стоит выше по течению реки), дома которых из-за дамбы залило еще выше. "Якобы затопленный детсад, кстати, находится не у них, а на территории нашего ЖК. Новый земляной вал спас его от подтопления. Хотя всех детей мы успели эвакуировать до наступление опасной ситуации, - поясняет Иван. - Строительство же началось после того, как соседний поселок наполовину ушел под воду. Мы дежурили круглосуточно и следили за подъемом воды".
В правительстве Оренбургской области также заявили, что наказывать жителей, построивших за трое суток защитный вал, хоть он и является "незаконным", не собираются. Ни в какие надзорные и правоохранительные органы чиновники не обращались. Напротив, неравнодушие и личное участие людей поддерживают. "Молодцы! Кто-то пытается в столь сложной ситуации спасти только себя или, того хуже, нагнетать панику вбросами негативной информации, а они сплотились. Многие жители ведь до стройки даже не знали друг друга, а беда объединила, - поддержала земляков депутат Заксобрания Оренбургской области Екатерина Калегина. - В режиме ЧС они поступили правильно".
Тем временем борьба со стихией продолжается. Не обошла она и храмы Оренбуржья. Оставшиеся незатопленными приходы стали островками спасения.
...Над Орском, из Преображенского храма на горе, плывет мелодичный перезвон колоколов. За свою почти трехвековую историю город не раз смывало половодьем. И тогда люди бежали за спасением сюда - в нагорную церковь, куда вода не доходила. Так было и во время половодья 1942 года, когда укрывшимся здесь жителям с воздуха сбрасывали хлеб и дрова.
- Так было и во время больших наводнений в 50-70-х годах, - рассказывает настоятель церкви отец Александр Куцов. - В то время храм в этих стенах уже не действовал. Но было намоленное место, куда несколько поколений орчан приходили с последней надеждой.
Нынешней весной история повторилась. Затопленный со всех сторон храм не только не прекращал службы, но и стал пристанищем для жителей. Около сотни человек разместились в помещении воскресной школы. На лодках им доставляли продукты, "островитяне" вместе готовили еду на кострах, стараясь поддерживать друг друга. Около 40 пострадавших остаются здесь до сих пор. Сюда же привезли на временное хранение и старинные иконы XIX века, спасенные из затопленного храма храма Покрова Пресвятой Богородицы. Несколько дней вода в здании церкви держалась на уровне двух метров.
- Добраться до святынь удалось лишь, когда паводок пошел на спад, - вспоминает секретарь Оренбургской епархии иерей Вадим Татусь. - Когда мы вошли в помещение, вода внутри была выше пояса.
Как рассказал орский протоиерей Сергий Баранов, возглавивший спасательную операцию, во время разгула стихии в городе прекратили службу три храма, оказавшиеся в зоне бедствия: кроме Покровской церкви под водой оказались храм иконы Божией Матери "Избавительница" в поселке Никель и храм Покрова Богородицы в бывшем женском монастыре.
Незатопленные приходы Орска - в том числе Иверский женский монастырь - помогают эвакуированным из зоны бедствия горожанам. "В нашей пекарне печем хлеб для пострадавших, - поделился отец Сергий. - В первые дни после прорыва дамбы самая большая проблема была с питьевой водой. В нашем скиту за городом имеется хорошая скважина, откуда мы разливали чистую воду и доставляли нуждающимся вместе со свежим хлебом.
В эти дни во всех храмах области молятся о защите от водной стихии. А в минувшее воскресенье, когда половодье на Урале близ Оренбурга достигло пика, митрополит Оренбургский и Саракташский Петр отправился на лодке по главной реке региона. Прямо на волнах он совершил молебен о прекращении наводнения.