18.04.2024 12:24
Екатеринбург

Свердловский бизнес-омбудсмен: Контроль не должен сдерживать инициативу

Текст:  Наталия Тихонова (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №86 (9328)
В прошлом году президент РФ призвал декриминализировать ответственность за ряд экономических преступлений. А в списке поручений уже этого года - определить параметры амнистии для растущих компаний, которые дробились, чтобы сохранить специальные налоговые режимы. Между тем именно на правоохранительные органы и налоговый контроль чаще всего жаловались в 2023-м малые предприятия Среднего Урала. Что нужно поправить в регулировании, чтобы ситуация изменилась, мы спросили у регионального бизнес-омбудсмена Елены Артюх.
Елена Артюх: Если контракты начнут массово оспаривать, мы окончательно обнулим желание малого бизнеса заходить в закупки. / Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

Елена Николаевна, по индексу административного давления Свердловская область опустилась за год с 20 места на 44-е. Как это соотносится с успешным внедрением инвестстандарта?

Елена Артюх: Индекс не говорит о том, что деловая среда ухудшилась: сам интегральный показатель изменился лишь с 3,48 до 3,95. Роль сыграл эффект высокой базы, что подтверждает и статистика жалоб на проверки: 5,2 процента после 12-15 в предыдущие годы. Перед нами результат реформы контрольно-надзорной деятельности и моратория на плановые проверки.

Подходы изменились по всей стране. Так, у Ространснадзора доля профилактических мероприятий сейчас составляет 97,2 процента от общего числа, у Роструда - 92, у Росздравнадзора - 88,8. Вместе с тем многие структуры по-разному понимают, что такое профилактика, по-разному принимают возражения, нередко проверки заменяют выездными обследованиями, выросли штрафы в антимонопольной и таможенной сферах. Мы подготовили поправки в законодательство о госконтроле, работа над ними продолжается.

В прошлом году на первое место вышли жалобы на правоохранительные органы: 20,5 процента против 12 в 2022-м. С чем это связано?

Возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям следует лишь после ведомственного контроля результатов проверки

Елена Артюх: В первом квартале 2024 года их доля снизилась до 13 процентов, посмотрим, что будет дальше. Объективно жалоб на незаконное уголовное преследование бизнеса в последние годы становится меньше. Сейчас вектор смещается в другую сторону: предприниматели-потерпевшие недовольны бездействием правоохранителей.

Казалось бы, что проще: написал заявление в полицию об экономическом преступлении. По Уголовно-процессуальному кодексу на проверку и вынесение решения дается 10 дней, в отдельных случаях - 30. Но выносят отказ, иногда по 8-10 раз подряд. Я не могу процессуально вмешиваться в таких случаях, поэтому привлекаю внимание к проблеме областного прокурора. Спасибо коллегам, реагируют оперативно. В прошлом году мы добились возбуждения уголовного дела о краже у юрлица, еще одного - о присвоении или растрате и четырех дел по фактам мошенничества. Везде значимые суммы. Еще несколько десятков дел находятся на дополнительной проверке. Добросовестный бизнес вправе рассчитывать на защиту силами уголовной юстиции.

В Госдуме разъяснили, как получить помощь от государства на развитие бизнеса

Жалоб на налоговые органы поменьше, но тоже существенно - 16,1 процента.

Елена Артюх: Количество обращений по налоговому контролю и администрированию на уровне инспекций растет последние три года: нарушались сроки проверок, акты выдавались с опозданием, необоснованно запрашивалось много документов, принимались несоразмерные обеспечительные меры. Ситуация требовала коррекции, иначе контроль из разумного инструмента превращался в сдерживание предпринимательской инициативы.

Самое разрушительное для бизнеса - когда суд уже установил: состава налогового преступления нет, а предварительное следствие между тем продолжается. Разбирались мы с такой историей: налоговая выставила строительной компании недоимку - почти 60 миллионов рублей. Та решила обжаловать в арбитраже, но одновременно материалы проверки поступили в Следственный комитет, который возбудил уголовное дело об уклонении от уплаты налогов. Суды трех инстанций отменяют решение налоговой инспекции, однако уголовное преследование не прекращается. Дело закрыли только после вмешательства облпрокуратуры. А теперь вопрос: зачем государство потратило впустую пару лет и ресурсы?

Чтобы исключить повторение таких ситуаций, мы предлагаем изменить порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям - лишь после ведомственного контроля результатов проверки. Или после того, как суд подтвердил неправоту налогоплательщика.

А если он успеет за это время вывести активы?

Елена Артюх: Налоговая служба еще с начала проверки имеет право наложить запрет на отчуждение имущества юрлица. Арест счетов равносилен смерти, особенно для реально работающего предприятия, у которого много заказов, проектов, кредитов и работников, а вот запретить продажу недвижимости, оборудования, транспорта - пожалуйста.

Наука создает новые тренды для регионального бизнеса

Что еще, с вашей точки зрения, необходимо скорректировать в законодательстве?

Елена Артюх: Исключить возможность уголовной ответственности юрлиц, предусмотреть более строгое наказание за фальсификацию дел в отношении бизнеса. Также имеет смысл повысить размер крупного ущерба по экономическим статьям. Этот вопрос отчасти решен: 17 апреля вступил в силу новый закон, теперь уголовная ответственность за мошенничество наступает с 250 тысяч рублей, а не с 10 тысяч, как раньше. Кроме того, проиндексированы суммы по большинству составов гл. 22 УК РФ. Так, крупная недоимка по налогам и страховым взносам начинается с 18,75 миллиона рублей (было 15), особо крупная - с 56,25 миллиона вместо 45.

Прокуратура получила право оспаривать сделки в публичных интересах. Всегда ли это оправданно?

Елена Артюх: Я не исключаю серьезный административный риск, судя по тому, как развивается практика в других регионах. В сложную ситуацию попал, к примеру, предприниматель с Ямала. Там нет сейчас уполномоченного, поэтому он написал мне. Суть проблемы: на электронной площадке размещено два лота на поставку мебели для школы, оба чуть больше 500 тысяч рублей. Предприниматель заявляется, подписывает контракты как единственный поставщик, изготавливает мебель - заказчик принимает и оплачивает без претензий. А спустя почти два года - иск от прокуратуры о ничтожности сделки. По мнению прокурора, если бы муниципалитет не раздробил лот, была бы закупка более миллиона, а это торги, где цена, возможно, снизилась бы.

Подождите, но разве ключевой публичный интерес не оснастить школу мебелью? Если сейчас заказчик за свой счет демонтирует ее и отвезет поставщику, а потом объявит торги, сможет ли он спустя почти три года купить то же самое за миллион? Вряд ли с учетом инфляции. И где та гипотетическая экономия? Нельзя оценивать сделки формально. Если контракты начнут массово оспаривать, мы окончательно обнулим желание малого бизнеса заходить в закупки. Уже сейчас в глубинке никто не хочет заявляться на торги.

Екатеринбург