18.04.2024 09:50
Екатеринбург

Уральские грузоперевозчики организовали общество взаимного страхования

Текст:  Ольга Медведева (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №86 (9328)
Уральские грузоперевозчики реанимировали историческую схему взаимопомощи, в складчину сформировав общий фонд для покрытия рисков друг друга.
Читать на сайте RG.RU

Вообще-то общества взаимного страхования (ОВС) появились в России еще в XIX веке, в них объединялись ремесленники, казаки, крестьяне. Сегодня этот механизм вновь успешно использует бизнес: уже три года его применяют уральские транспортные компании: их некоммерческое корпоративное объединение получило лицензию на страховую деятельность в ЦБ.

Проблемы возможны, но только в случае очень большого убытка, когда все резервы будут направлены на страховую выплату

- Как клиенты страховой компании мы не могли повлиять ни на деятельность страховщика, ни на своевременность выплат. Так возникла идея оптимизировать финансовые потоки через взаимное страхование, - вспоминает гендиректор компании-перевозчика Михаил Попов.

Александр Носов, директор потребительского общества взаимного страхования транспортной отрасли, перечисляет варианты, которые существуют для перевозчиков и владельцев грузов. Самое простое - обратиться в профильную компанию, но все, кто когда-либо имел дело со страховщиками, знают, что стоимость полиса высока, а получить выплату бывает весьма непросто. Другой путь - самострахование: компания сама создает денежный фонд, из которого в случае необходимости осуществляются выплаты за пострадавший груз. Здесь все прозрачно и подконтрольно, вот только денег на покрытие убытков может не хватить.

- И третий вариант, который мы продвигаем, - прибегнуть к взаимному страхованию. В обществе объединяются компании со схожими рисками, схожими интересами, и за счет однородности риска появляется возможность достичь оптимальной страховой защиты, то есть минимизировать страховой тариф и издержки на страхование, - раскрывает механизм Носов.

Доля не застрахованных по ОСАГО водителей снизилась

По его словам, главный плюс - положительный финансовый результат: в первый год кооператив собрал 89 и выплатил 33 миллиона рублей, а уже на третий год работы, в 2023-м, сборы составили 255 миллионов, выплаты - 155. Уровень выплат вырос с 37 до 61 процента. Финансовый результат второй год держится примерно на одном уровне - около 43 миллионов рублей, и это очень неплохой показатель и приятный бонус для участников.

Впрочем, получение и распределение прибыли не главная цель ОВС. А вот в сохранении и увеличении объема средств в резервном фонде заинтересованы все члены общества, ведь это гарантия их страховой защиты. Проблемы, конечно, возможны, но только в случае очень большого убытка, когда все резервы будут направлены на страховую выплату. Чтобы обезопасить себя, кооператив перестраховывает риски в классических СК.

- У нас люди неохотно объединяют усилия и капиталы. Хотя идея ОВС рациональная при хорошей организации и должных объемах. При маленьких объемах она работает плохо, потому что несколько серьезных страховых случаев съедят всю прибыль, да еще и убытки принесут, - рассуждает директор лизинговой компании и участник общества Алексей Лесников.

По мнению Сергея Смирнова, главы регионального союза страховщиков "Белый соболь", хотя тренд для России относительно новый, ОВС уже не единичное явление. Причем в таких обществах участвуют не только небольшие компании, которые считают каждую копейку, но даже крупные холдинги и корпорации.

Екатеринбург