- Мы перевели техническую документацию для нескольких моделей "Аэробуса" и "Боинга", сделали чертежи, в техцентре авиакомпании собрали опытные образцы, которые успешно прошли испытания. Теперь готовы масштабировать стенды для разных типов лайнеров. Можем замахнуться и на изготовление инструментов для монтажа-демонтажа двигателя, - рассказывает Юрий Суханов, спецпредставитель руководителя Росстандарта в УрФО, генеральный директор ФБУ "Уралтест".
Юрий Михайлович, откуда у "Уралтеста" конструкторское бюро?
Юрий Суханов: Оно существует еще с 1941 года, когда в Свердловск эвакуировали Всесоюзный НИИ метрологии имени Менделеева. "Уралтест" уже много лет выпускает средства измерения и вспомогательное оборудование. Мозги есть, чертежи делать умеем, сертифицировать, патентовать - тоже. Сложнее сегодня найти свободные производственные площадки. Если центр стандартизации и метрологии (ЦСМ) крупный, вкладывается в оборудование, в кадры, в развитие новых направлений, то у него развиваются дополнительные технические компетенции. У нас, кроме конструирования, это профессиональный технический перевод и метрологическая экспертиза конструкторской документации предприятий. Большой опыт в этом плане накоплен в сотрудничестве с Уралвагонзаводом.
В каком направлении развивается национальная система стандартизации?
Юрий Суханов: Мероприятия по стандартизации включены в большинство документов стратегического планирования. Важная задача - создание новых стандартов и актуализация советских ГОСТов. Свыше половины, вышедших до 1992 года, либо пересмотрены, либо отменены. Что касается новых технологий, то "Индустрия 4.0" (нейросети, Big Data, блокчейн, беспилотники, российские электронные компоненты) требует создания своих стандартов или адаптации международных под наши потребности. Уже разработано более 60 документов.
Пять лет назад вы говорили, что бизнес не спешит участвовать в модернизации ГОСТов. В 2023-м из 1706 утвержденных стандартов более половины подготовлено именно по инициативе предпринимателей. Когда произошел перелом?
Юрий Суханов: Росстандарт приложил много усилий, чтобы позиция бизнеса поменялась. К тому же в конце пандемии многие предприятия переосмыслили свое место на рынке. Сегодня все осознают: если у страны нет своих стандартов, она будет работать по чужим, куда заложены чужие комплектующие, технологии и требования. Фактически это означает потерю технологического суверенитета.
Любое предприятие может к вам обратиться с просьбой написать ГОСТ?
Юрий Суханов: Созданием ГОСТов занимаются технические комитеты по стандартизации, всего их 278, у каждого свой профиль. На базе "Уралтеста" действует ТК 419 "Гидропневмоприводы и системы", кроме того, мы входим в состав еще нескольких комитетов.
Для меня стало открытием, что бизнес может получить субсидию на создание стандарта.
Юрий Суханов: Да, средства выделяются из федерального бюджета. Например, ТК 419 за год ввел в действие восемь стандартов. "Пневмостроймашина", представители которой входят в его состав, оплатила и саму разработку, и экспертизу. В 2024-м подала заявку на субсидирование, и часть средств ей компенсировали.
В сознании засело, что знак качества - только ГОСТ. Не кажется ли вам, что производство по техническим условиям (ТУ) негативно сказалось на качестве отечественной продукции?
Юрий Суханов: Когда началась пандемия, количество ТУ резко скакнуло вверх. Только на Среднем Урале медицинские маски выпускали по 20-30 техусловиям. Но, даже если продукция изготавливается по ТУ, испытания все равно проводятся по ГОСТу. Лично я сторонник стандартов: ТУ многое не учитывают. Но, пока идет импортозамещение, они в любом случае останутся.
Из России ушел TUV и другие компании, которые выдавали международные сертификаты ISO и т. п. Как теперь производителю подтверждать качество своего товара за рубежом?
Юрий Суханов: Действительно, иностранные организации ушли с рынка, но остались посредники. Также можно обратиться в орган по сертификации той страны, куда планируется экспорт. В России с 2017 года действует Национальная система сертификации, она добровольная, цель - чтобы предприятия, честно соблюдающие ГОСТы, могли выделиться среди конкурентов. Прошедшие аудит вправе размещать специальный знак и QR-код на этикетке товара.
Его везде принимают?
Юрий Суханов: Поскольку это национальная система, она ориентирована на внутренний рынок. Тем не менее у нее есть значительный потенциал для международного признания. В рамках ЕАЭС действует обязательная сертификация, технические регламенты, единые для всех стран.
Насколько широк у вас парк оборудования?
Юрий Суханов: Более 2,5 тысячи эталонов. В Свердловской области проводятся почти все виды точных измерений. Есть редкие компетенции, например измерение ионизирующих излучений. Также мы являемся самым крупным центром по расходометрии (поверке и ремонту промышленных счетчиков газа, тепла и воды) от Урала до Дальнего Востока. В безэховой камере проводим испытания на электромагнитную совместимость, вот-вот запустим микробиологическую лабораторию. Из последних новинок - контурограф для проверки допусков в металлообработке: выполняет замеры в автоматическом режиме, в том числе оценивает сложные профили.
Хотелось бы рассказать и про установку, благодаря которой мы почти вдвое увеличили диапазон измерений высокого напряжения - до 230 кВ с частотой до 150 Гц. Она позволяет проводить поверку, калибровку и аттестацию высоковольтного оборудования. Прибор такой в России один, его изготовили по нашему заказу. В перспективе собираемся создать еще испытательный полигон для кабельной продукции.
Оборудование российское?
Юрий Суханов: В последнее время закупаем отечественные эталоны, но есть изделия, которые в России не выпускаются совсем или представлены только сборкой из иностранных узлов, и это тоже ниша для импортозамещения. В частности, есть некоторый провал по радиотехнике и эталонам массы, по электрике. Если говорить о рабочих средствах измерений, многое уже успешно заменено. В Челябинской области очень развито приборостроение, например, компания "ЭлМетро" активно занимает место на рынке. В Екатеринбурге много предприятий выпускает расходомеры. Тот же "РаДан" делает ультразвуковые счетчики газа. А знаете, кто их покупает большими объемами? Узбекистан. У них ресурсов мало, поэтому их учет очень жесткий.
Уже есть цифровые скважины, 3D-проектирование и строительство. Может, со временем инструментальный контроль вообще отомрет?
Юрий Суханов: Сложно сейчас сказать, насколько далеко зайдет искусственный интеллект, но пока на каждом предприятии сохраняется ручная проверка деталей с помощью калибров. Больше скажу: в прошлом году мы в два раза увеличили оказание услуг по ремонту геометрических средств измерений. По сути, восстановили почти утраченные с советских времен компетенции юстировщиков, лекальщиков, шабровщиков. Шабрить - значит обрабатывать стамеской измерительные плиты. К сожалению, люди, владевшие этой технологией, в основном уже на пенсии, и промышленники готовы платить любые деньги, лишь бы довести плиты до ума, потому что купить за границей сегодня сложно, а ремонтировать мало кто умеет. Слесарь-лекальщик изготавливает и восстанавливает шаблоны, калибры, штангенциркули и другие инструменты для проверки точности. Юстировщик регулирует электронные микроскопы, электрографы и т. п.
В марте "Уралтест" участвовал в Днях открытых дверей Росстандарта. Привлекаете молодежь?
Юрий Суханов: У нас в штате 300 человек, эта цифра не меняется лет семь, хотя число оказываемых услуг растет - справляемся за счет автоматизации, которая увеличивает производительность труда. Кадровый голод испытываем последние два года: с метрологами немного полегче, а вот с испытателями... Нужны ребята хотя бы с базовым вузовским образованием, радиотехническим или физтеховским: метрологии достаточно быстро можно научить, со знаниями по физике сложнее. Плюс необходимо умение работать с документацией для внедрения новых методик.
Мы и так постоянно сотрудничали с профильными вузами, а с ноября 2023 года профориентационная деятельность стала системной и более обширной - в Свердловской области был создан метрологический образовательный кластер. Это федеральный проект. У нас в составе кластера пока екатеринбургская гимназия № 47, УрФУ и подведомственные учреждения Росстандарта.
А для чего вам молодежный совет? В новостях писали, что он возобновил работу 1 марта 2024 года.
Юрий Суханов: Одна из его задач - вовлекать сотрудников в научную деятельность прикладного характера. Сейчас четверо наших коллег учатся в аспирантуре, разрабатывают вторичные эталоны, новые методы измерений. Вторая функция - адаптировать новичков, вводить ребят в жизнь предприятия, подсказывать, где еще можно применить свои навыки и даже хобби. Наконец, третье - работа со студентами и школьниками в рамках кластера, организация интерактивов.