На сцене филиала Театра им. Пушкина "Мой бедный Марат" волею режиссера, актера театра и педагога Школы-студии МХАТ Бориса Дьяченко превратился в "Белый вальс". Выбирая пьесу для студентов, он посмотрел, что ставил Эфрос. Но специально не пересматривал сами спектакли. "По-моему, это одна из лучших пьес Алексея Николаевича Арбузова, - рассказал он "РГ". - В ней столько разных психологических пластов. Я тоже шел в неизведанное вместе с ребятами. Обстоятельства, в которое попали герои пьесы, - критические: война, блокада. И в этот момент эти трое молодых, практически одиноких человека находят друг друга. И все это продолжается 17 лет… Эта работа и для взрослых артистов непроста, а ведь актёры практически одного возраста с героями".
Март 1942 года. Лика (Ляля Анпилогова), Марат (Ян Сибряев) и Леонидик (Артем Лященко) - трое подростков, вчерашних детей, которые остались один на один с войной. Лика находит кров в одной из немногих уцелевших квартир в своем полуразрушенном доме на Фонтанке. Чужая комната сиротливо пуста: вещи Лика сожгла, чтобы обогреться, в интерьере остались только тахта да большое мансардное окно, куда заглядывают скупые ленинградские сумерки. "Спалила, значит, мое детство?" - возвращается к себе домой Марат, потерявший на войне сестру. Случайно попадает в квартиру чуть ли не насмерть простывший Леонидик. Впереди у них еще одно испытание - любовью. Война испепелила душу, но не убила желание жить и мечтать. Лика хочет стать врачом, как мама, Леонидик - известным поэтом, а Марат - строить мосты…Впрочем, Арбузов всегда значительнее пересказа или его инсценировки.
Актеры, занятые в спектакле, - студенты 3 курса мастерской художественного руководителя Театра им. Пушкина Евгения Писарева. Несмотря на юный опыт, им уже доверили роли на большой сцене театра - в "Зойкиной квартире", "Человеке и джентльмене". А Ян Сибряев сыграл бесподобного Счастливцева в "Л.Е.Се".
Проходит четыре года. А потом еще и еще… Война закончена. Серый военный быт на глазах у зрителя превращается в скромное бытие, которое предъявляет еще больше вопросов. И актеры, занятые в спектакле, находят правильное дыхание, мимолетно перевоплощаясь из юнцов в зрелых тридцатилетних.
В финале, обрамленном "Белым вальсом" Владимира Высоцкого, безысходность затапливает все. Марат, этот потухший вулкан, начинает сомневаться в своих детских мечтах, как будто совершает самое страшное в своей жизни преступление: "Сотни тысяч умерли, чтобы мы были счастливы". А мы? - вопрос, как будто адресованный нам сегодняшним из вечности. "В спектакле нет никаких эффектов, есть только три артиста, - продолжает Борис Дьяченко. - Три судьбы, три души, три сердца. Брать больше нечем, только собой".