Операция длилась четыре часа. Пациентом стал 62-летний Слайм, у которого было диагностировано заболевание почки в финальной стадии. По словам врачей, новая почка начала работать вскоре после операции. Мужчина долгое время страдал диабетом второго типа. После семи лет пребывания на гемодиализе ему в декабре 2018 года пересадили почку от донора- человека. Но пять лет спустя почка начала отказывать. Слайм вернулся на диализ. Это приводило к осложнениям, из-за которых приходилось каждые две недели госпитализироваться.
А теперь... После пересадки свиной почки пациент выписан из больницы. Как считают специалисты, успех этой новаторской операции был бы невозможен без его смелости, доверия к медикам.
Сергей Готье, главный трансплантолог Минздрава РФ, директор НМИЦ трансплантологии и искусственных органов имени Шумакова, академик РАН:
- Дефицит донорских органов - общемировая проблема. Ученые и трансплантологи всего мира ищут альтернативные пути ее решения, включая создание искусственных органов, а также использование органов от генномодифицированных животных. Однако на сегодняшний день главный вопрос ксенотрансплантации - это даже не реакция сверхострого отторжения, которую можно сдержать путем генной модификации животного, а зооантропонозные заболевания, передающиеся от животного человеку.
Не так давно в Америке была выполнена операция, во время которой человеку пересадили сердце свиньи. Это был уже второй подобный эксперимент. Но в обоих случаях пациенты погибли от вирусной инфекции, характерной для свиньи. Застрахованы ли мы от подобного исхода при пересадке человеку почки от свиньи? Говорить об этом рано. Поэтому главный вопрос, который необходимо решать в данном случае, - предупреждение развития инфекционных заболеваний в послеоперационном периоде у реципиента с трансплантированной почкой свиньи. И пока мы не ответим на вопрос, как предотвратить заражение инфекцией от одного вида другому, ксенотрансплантация будет и должна принадлежать экспериментам на животных. Когда же специалистам это удастся, то сразу можно будет заявить, что первый шаг на пути преодоления дефицита донорских органов сделан.