Игорь, почему премьера "Блиндажа" была именно в Бресте?
Игорь Петренко: Здесь проходили Дни "Мосфильма", посвященные 100-летию студии и 100-летию белорусского кинематографа. В 2023 году руководство Брестского облисполкома заключило соглашение о сотрудничестве с правлением киноконцерна "Мосфильм", которое предусматривает предпремьерный показ в Бресте фильмов патриотической направленности.
О чем лента?
Игорь Петренко: Это история двух друзей, которые во время раскопок находят засыпанный блиндаж. Спустившись в него, они переносятся в сорок первый и попадают в гущу событий.
Герои "Блиндажа", как и персонажи "Мы из будущего", где вы снимались, попадают в сорок первый и сорок четвертый годы.
Игорь Петренко: Это фильмы для молодежи. Они учат уважать то, за что боролись их предки. Фильм выходит в канун Дня Победы. Каждый май души погибших солдат возвращаются к нам, чтобы увидеть свою Родину, за которую отдали свои жизни.
Где проходили съемки?
Игорь Петренко: Съемки "Блиндажа" проходили летом 2023 года в Псковской области, в лесах около поселка Ямм.
Режиссер Марк Горобец сказал, что "Блиндаж" - это прежде всего история о людях и их отношениях.
Игорь Петренко: Юноши и девушки из сорок первого ничем не отличались от сегодняшних: они так же хотели жить и любить, они не выбирали обстоятельства, и не могли поступить иначе. Благодаря их мужеству живем и мы.
В Москве прошла презентация восьмисерийного фильма "Адмирал Кузнецов", где вы, у кого блистательно получаются роли военных, сыграли адмирала.
Игорь Петренко: Николай Кузнецов родом из самых низов, прошел через репрессии, но ему удалось взлететь, и взлететь очень высоко. За пару лет до войны он успел провести реформы, которые позволили советским морякам достойно отразить удары фашистов в первые дни войны. Одна из серий посвящена знаменитому полету бомбардировщиков Балтийского флота на Берлин в августе 1941-го. Накануне нападения Германии Кузнецов принял меры по повышению боеготовности флотов, а в ночь на 22 июня отдал приказ о приведении их в полную боевую готовность. Все это позволило избежать потерь кораблей и морской авиации. 29 апреля 1939 года 34-летний Кузнецов назначен народным комиссаром ВМФ СССР. Он был самым молодым наркомом и первым моряком на этой должности. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии Нахимовских училищ). В 1945 году участвовал в составе советской делегации в работе Крымской и Потсдамской конференций руководителей трех союзных держав.
Как готовились к роли?
Игорь Петренко: Бывает, что большие знания только усложняют жизнь. Это состояние мне непонятно, я опираюсь на личный опыт. Когда изучал поступки героя, побывал в архивах. Он жил на стыке веков, сделал карьеру, пробившись с низов. В поступках героя я искал прежде всего человеческое.
Где снимались морские сцены?
Игорь Петренко: В Новороссийске, корабль был реальным.
Что для вас важно при создании роли?
Игорь Петренко: "Держать" масштаб личности. Понять, что является в ней стержнем. Не забронзоветь. Мой герой настолько сконцентрирован на деле, что не дает себе расслабиться. Главное его качество - умение принимать решения за "всю страну". Он знал, что может поплатиться. Вырос в непростое время, с раннего возраста должен был трудиться, чтобы помогать матери. Был честным по отношению к своему делу, любил свою родину. Это и спасло немало жизней. А еще нарком всегда защищает своих подчиненных. Так, он спас от гнева Ворошилова командующего Балтийским флотом Владимира Трибуца (его сыграл Алексей Макаров). У моего героя серьезные награды, за ними поступки.
Как создавались костюмы для фильма?
Игорь Петренко: Было огромное количество немецкой формы - старались правдиво изображать события. Исторические фильмы сосредоточены на пехоте и авиации, в костюмерных очень мало формы морской - приходилось шить с нуля. От костюма многое зависит. Например, в спортивном костюме меняется походка.
А морской китель к чему обязывал?
Игорь Петренко: Так сложилось, что в армии я не служил. Но я из семьи военнослужащих, и моя армия была дома. Родился в 1977-м в немецком городе Потсдаме, где служил отец Петр Владимирович Петренко. Мама - переводчица с английского языка. С родителями ходил на выборы, играл в зарницу, в жизни были сострадание, дружба, подвиг.
Вторая линия в сериале - семейная жизнь героя.
Игорь Петренко: Кузнецов вывозит из Севастополя свою первую супругу Наталью (ее играет Анастасия Микульчина. - Прим. авт.) с сыном Виктором в Москву, и она вынуждена жить рядом с его второй женой Верой (в исполнении Дарьи Урсуляк. - Прим. авт.).
Любовный треугольник?
Игорь Петренко: Такая личность не может распыляться. Начались бомбежки Москвы - надо было эвакуировать родных. Одна женщина - жена, другая - боевой товарищ. В итоге два ангела-хранителя. Если война в доме, вряд ли победишь на фронте. Если бы в доме били посуду, ему было бы труднее. В семье все сплотились и вдохновляли его. С личной победы начинается победа страны.
После окончания войны прошло 80 лет. Архивы открыты?
Игорь Петренко: Этим занимался главный продюсер Андрей Анохин, он же соавтор сценария. Все меньше становится неизбитого материала.
Консультанты были?
Игорь Петренко: Сто консультантов дают сто советов. Не всегда была возможность к ним подойти. Приходилось самому додумывать сцены. Очень сжатыми были сроки съемок - 2,5 месяца. Долго дорабатывался сценарий.
Какие фильмы вы бы порекомендовали детям?
Игорь Петренко: Я многодетный отец. Моя супруга Кристина Бродская. У нас три дочери: София-Каролина, Мия и Ева. Два сына (от актрисы Екатерины Климовой. - Прим. авт.) - Матвей и Корней. С девчонками сказки смотрим, советские мультфильмы. С мальчиками - так сложилось - я общаюсь вне семьи. У них свои дела, у меня - свои. Старшему Матвею написал список фильмов, которые он должен посмотреть. Когда я их вел на премьеру "Неба", волновался. Молодежь подсадили на аттракционы. Дети сказали: "Надо взять попкорна". Я напрягся. Кино нельзя смотреть с попкорном. Они поникли. Вышел из зала, купил попкорн, получите, но только смотрите внимательно. Через 15 минут они перестали жевать попкорн и фильм досмотрели в тишине. Есть надежда на наше кино, которое вернется к советскому, где были душа, человек, гармония. Сейчас красиво научились снимать, надо научиться молчать.
Ваша известность началась с фильма "Звезда". За него вы получили "Нику" и стали лауреатом Госпремии РФ.
Игорь Петренко: Секрет "Звезды" в лаконичности.
А в Беларуси снимались?
Игорь Петренко: Минск стал для меня родным городом. Там мы над "Курсантами" Валерия Тодоровского работали, над "Чернобылем". Консультировался с отцом, который был ликвидатором, проводил замеры почвы.
В "Тарасе Бульбе" вы обходились без дублеров, уверенно держались в седле.
Игорь Петренко: После "Звезды" почти в каждом фильме в прямом смысле я был на коне.