19.04.2024 13:24
Культура

Люди и куклы в обновленном "Доме фотографии"

Текст:  Максим Васюнов
К открывшемуся Мультимедиа Арт Музею (он же МАММ) на Остоженку стекается столица. Подъезжают, кто на чем - на дорогих машинах, на такси, на самокатах, просто на метро. Молодые и пенсионеры соревнуются - кто выглядит моднее. Студенты с жадными очами. Дети с папами и мамами. Очередь в гардероб ползет, осматриваясь: многое ли изменилось за полтора года, пока "Дом фотографии", как по старинке называют многие этот музей, стоял на капремонте?
Читать на сайте RG.RU
Открытие Мультимедиа Арт Музея

Первое, что трудно не заметить: зона для детей - там и конструкторы, и пазлы, и всячина, которая может занять ребенка хоть минут на сорок. Этого не хватит, чтоб обойти все восемь этажей - на каждом своя выставка - и все-таки, спасибо, что на первом плане дети.

Топ-5 раритетов Гродековского музея, отмечающего 130-летний юбилей

Вверх убегают, как и прежде, лестничные диагональные пролеты с галереями. Заглянуть через перила с верхних этажей - в глазах пестро и голова кружится от людских потоков в нисходящей перспективе. Наоборот, посмотришь снизу вверх - увидишь любопытные портреты: вот девушки в хиджабах - губы в ярко-красной помаде. Вот седой очкарик - жирная черная оправа. Рыженькая с телефоном - селфи, что же ей еще, отметилась.

Жаль, не захватил с собой хороший фотоаппарат. Толпа подхватывает и несет по этажам.

Сначала все вокруг - про моду. Снимки для глянцевых обложек, искусство фотошопа - тайная и явная мечта селебритис. Красотки в макияже или без. Бесконечные ноги. Бесконечные пальцы. Бесконечные ногти, ресницы, зрачки. Позы, антуражи, студии - тут не проскочишь. Хочешь или нет - затормозишь: нет ли за глянцем все-таки непознанного смысла?

Вот Кэролин Мёрфи на обложке Vogue Italia (фотохудожник Стивен Майзел) - смазливая супермодель среди манекенов. Они ужасно натуральны, у них тоже накрашены губы, ресницы веером, брови стрелой. Силиконовые лица и фигуры симпатичны так, что Мерфи отличается от них одним - у них в разрезах глаз все пусто, у нее глаза как небо, заглянув в которое, кто-то почувствует, как "жизнь качнется влево, качнувшись вправо". Тут главное, держать себя в руках.

Но значит ли всё это, что мы все - не манекены?

В нескольких шагах обложка того же журнала. Еще одна модель летит на роликах мимо витрины с манекенами, и снова - о ужас - эти куклы как две капли воды похожи не только друг на друга, но и на нее, которая не за стеклом. Снимок из серии "Загадка манекенов", автор Майлз Олдридж.

Но если есть загадка - где искать разгадки?

В Москве открылась выставка "Толстой Вас любит"

Выше этажом - на выставке с обыденным названием: "Дар музею. Памяти Юрия Рыбчинского".

Старые добрые черно-белые снимки, собранные фотографом и коллекционером за десятки лет. Он передал свое собрание музею, то есть нам, искателям разгадок.

На одной из фотографий девочка с внешностью, обещающей ей карьеру актрисы или модели, - к счастью, она еще и знать не знает, что предел мечтаний, знак успеха в жизни - красная дорожка, подиум, экран или обложка. Малышка счастлива в своей песочнице во дворе родного дома в Северодвинске. За ней в несколько рядов сушится на веревках белье: забытый фон времен, в которых не стеснялись чистоты.

Девочка с кудряшками, возможно, слышала от взрослых - что она ну просто прелесть. Смотрит прямо в кадр - фотограф застал ее врасплох. Но ей тут нечего бояться. У нее такой уютный и надежный мир: своя песочница, свой двор, свои накрахмаленные простыни, свои куклы, свои бегущие по горизонту крыши и свои сирени гроздьями.

Где и сохраняется душа эпохи? В таких вот серебряно-желатинных фотоотпечатках с "Девочкой в песочнице" 1973 года.

На этой выставке десятки снимков. Некоторым по сто лет - фотопечать серебряного века живее пожелтевших книг.

Снимок Аркадия Шайхета "На промысел в Москву" датирован 1927-1929 годами - сгорбленные крестьяне в огромных лаптях поверх онучей шагают по перрону Казанского вокзала, в руках пилы, ведра, за плечами вещмешки. Мастер, которого признали основоположником советского фоторепортажа, попал в этот альбом эпохи именно с селянами, приехавшими на заработки в город. "Понаехали тут"? Но пока еще в галошах и лаптях - еще не в кедах и кроссовках. В таких метафорах - не просто зоркий глаз фотографа и ловкость фотоаппарата.

Разучить вальс, сыграть в карты - на ВДНХ открыли выставку о "Войне и мире"

Тут биография нужна - как у Шайхета самого, к примеру. Мальчик из бедной еврейской семьи сам когда-то приехал в столицу - за рублем и мечтой. Всего добился, все сбылось. Он нажимал на затворы своей фотокамеры и на похоронах Ленина - успел сделать два кадра, дальше технику заело на морозе. Он снимал шумную встречу героев-челюскинцев. Он прошел под пулями Великой Отечественной… И умер с фотоаппаратом в руках - во время съемок.

О чем еще рассказывают черно-белые фотографии на выставке?

Как и положено искусству, по призыву времени, - о женской доле. Без фанатизма… то есть, без вычурного феминизма. Как-то по-простому, по-человечески.

На знаменитом снимке новокузнецкого мастера Владимира Соколаева - задумчивая труженица с транспарантом "Счастье". Из окна посматривает на нее немолодой мужчина. А если бы их не разделяли занавеска и стекло - что он сказал бы ей? Что счастье там, где мир и труд, и что оно свое в руках у каждого? Возможно. Впрочем, мало ли что у мужчины на уме, когда он видит женщину издалека. Снимок Соколаева сделан 1 мая 1983 года.

А вот уже и Ленинград. "Трамвайщица" Бориса Савельева. Женщина вышла из вагона перевести стрелки и… застыла, схваченная солнечным лучом. Так и осталась в вечности - потомкам, ищущим свои места под солнцем.

В старых советских фотографиях светочувствительность - повышена. Такая не нужна уже в век симулякров, манекенов и искусственного интеллекта. Жалеть об этом можно - хоть до посинения.

Мультимедиа Арт Музей открыт и приглашает на выставку Булатова

Вдоль экспозиции "Дар музею. Памяти Юрия Рыбчинского" - проходишь, как сквозь строй легенд. "Владимир Маяковский" Александра Родченко - в глазах поэта можно прочитать о времени, о нем - и о себе. "Школа в Дубне" Анатолия Морозова - юные физики-старшеклассники послевоенных лет явно уверены, что и на Марсе будут яблони цвести. "Коридор" Сергея Чиликова - это уже 1990-й: с фотографии глядят мечтавшие увидеть свет в конце туннеля, но явно не дошедшие до этого конца.

Пожалуй, именно на этой выставке Рыбчинского - среди прочих залов МАММ - острее чувствуется это чудо: когда тебе светло и чувствуешь себя счастливым - среди всех этих лиц и взглядов убежавшей жизни.

Но перед тем, как убежать, она остановилась - чтобы случайно улыбнуться нам из серебристых давних лет. По-моему, все эти люди с фотографий прошлого надеются: мы в нашем будущем еще не окончательно "осиликонились".

Фотография