"Сказки Перро" с первого взгляда выглядят проектом, рожденным в недрах "Урал Балета". Название отсылает к первоисточнику "с хорошим прошлым" - в данном случае к тем историям и персонажам, что не один век питали классический балет и до сих пор фигурируют в "Спящей красавице", которую екатеринбургская труппа не может себе позволить по техническим причинам.
Спектакль явно стремится стать желанным для наивных и искушенных, увлечь и детей, ради которых выбраны хрестоматийные названия, и их родителей - "Сказки Перро" не стесняются философских обобщений. Их фундаментом служит любимый классический балет, но усложненный опытом XXI века и амбициозной задачей постановщиков найти для старого искусства новые приемы выразительности.
Это продолжение магистрального пути "Урал Балета" обеспечивает в новом спектакле соавтор либретто и ассистент хореографов Богдан Королек, который участвовал в таких знаковых проектах труппы, как "Приказ короля" и "Конек-горбунок". Но в балетном театре он появился как раз в первом заметном проекте Максима Петрова - "Дивертисменте короля", который он еще в 2015 году выпустил в Мариинском театре.
31-летний хореограф, несмотря на молодость, имеет большой постановочный опыт и команду соавторов. Среди них была и Настасья Хрущева. Одноактные "Русские тупики - II", поставленные в Мариинском театре на ее музыку, принесли спектаклю "Золотую маску". Теперь Хрущеву пригласили написать музыку специально для "Сказок Перро". В спектакле ей принадлежат Пролог, Эпилог, "Красная шапочка" и "Мальчик-с-пальчик". "Кот в сапогах" достался студенту Хрущевой Алексею Боловленкову, для которого этот балет стал дипломной работой в Петербургской консерватории. "Синяя Борода" стала дебютом в балетном театре москвича Дмитрия Мазурова.
Хореограф Петров тоже решил разделить ответственность за трехактный спектакль с соавторами - танцовщиками екатеринбургской труппы, уже успешно проявившими себя в постановочной работе. За "Кота в сапогах" взялся Константин Хлебников, на счету которого уже есть репертуарный одноактный "Песок". "Красная шапочка" досталась Александру Меркушеву, он же стал соавтором Петрова в "Синей Бороде".
Знаменателем большой сборной "Сказок Перро" выступили художник Юлиана Лайкова, для которой это тоже дебют в балете, и художник по свету Константин Бинкин, участвовавший во многих знаковых хореографических работах последних лет. Они придумали мерцающую таинственную раму всего спектакля, поселив обитателей всех сказок в одном лесу. Этот мир, связанный руками Грибной феи (Надежда Шамшурина, Наталья Кузнецова), отсылает не к стрельчатым замкам, а к родным избушкам, каникулам в деревне, к страшилкам, рассказанным ночью в пионерлагере, а не к галльскому щегольскому остроумию. Да и сама милая бабушка, внезапно изъясняющаяся на не очень внятном языке старой пантомимы, не напоминает ни сияющую в классическом балетном совершенстве Фею Сирени, ни мифологических мойр. Она, кажется, в любой момент может отложить вязанье и напоить чаем с малиновым вареньем.
Чай с вареньем понадобится и большим, и маленьким: подлинные сказки Перро сумрачны, порой саркастичны и по-настоящему пугающи - "Урал Балет" не случайно настаивает, что его спектакль не для малышей. Следить за сюжетом не всегда просто: пока справляешься с изумлением, расслышав вплетенные в музыку неаполитанскую "O, Sole mio" или мотив Чайковского, как на сцене с одного персонажа содрали шкуру, а другого короновали. Но действие несется вскачь, почти не позволяя посочувствовать Людоеду, который вовсе не ест людей, Синей Бороде - его мечты об идеальной любви неосуществимы, и порадоваться за Мальчика-с-пальчик, нашедшего ее в Дюймовочке.
В гонке наиболее впечатляют Охотники - четверка помощников Грибной феи, проходящая вместе с ней через все перипетии балета. В их танце, соединяющем академическую точность и неоклассическое стремление ее преодолеть, узнается четкий почерк хореографа Петрова. Когда действие все же немного замедляется, можно полюбоваться композиционной красотой кордебалетного танца Константина Хлебникова в "Коте в сапогах", Александру Меркушеву удалось трепетное адажио Красной шапочки (Варвара Пугачева) и Волка (Иван Сидельников), а душераздирающий дуэт Синей Бороды и его Жены заставляет вспомнить те времена, когда в Большой театр привозили на гастроли целлулоидную "Золушку" Маги Марэн, а в самом Екатеринбурге выпускала спектакль Карин Саппорта.
И все же сам сюжет "Сказок Перро" слишком часто скрывается в темном вязаном лесу. Что легко объяснимо: современные трехактные балеты более редки, чем амурские тигры в природе, и секрет построения их драматургии утрачен. Поэтому зрителю войти внутрь этого мира и довериться ему (а сказка без этого не оживает) довольно сложно. В балете связать его спицами Грибной феи и даже волшебным светом Константина Бинкина невозможно. Зато это удается при чтении буклета спектакля, в котором опубликованы восемь миниатюрных сказок, сочиненных студентами фонда "Антон тут рядом" - взрослыми людьми с аутизмом. А идею "Сказок Перро" лучше всего передают положения этического кодекса этого фонда: "Не обижать - это большое действие; чувства сложны и не всегда имеют смысл".
Несмотря на то, что "Урал Балет" только весной выпустил первую премьеру сезона, в его планах еще две. 8 и 9 июня в вечере одноактных балетов будут показаны "Графит" Владимира Горлинского в хореографии Антона Пимонова и "Птицы" на музыку Отторино Респиги в постановке Игоря Булыцына. Закроет сезон премьера классических балетов Михаила Фокина "Шопениана", "Карнавал", соединенных с "Картинками с выставки" в версии Анны Щеклеиной.