22.04.2024 18:01
Экономика

БАМ стал главной дорогой жизни для Валерия и Галины Зажогиных

Текст:  Елена Вторушина Ирина Штерман (Иркутская область)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №79 (9321)
Байкало-Амурская магистраль, отмечающая нынче полвека, стала для Валерия и Галины Зажогиных главной дорогой жизни. На БАМе они познакомились, здесь же и проработали всю жизнь. Своими воспоминаниями супруги поделились с "РГ".
Читать на сайте RG.RU

Выбор дороги

Галина, тогда еще Зырянова - местная, усть-кутская. После школы поступила в Иркутский техникум транспортного строительства и в 1975 году оканчивала его с отличием. Активистка, стипендиантка ЦК Профсоюзов, имела право выбрать на распределении любую точку Советского Союза. Даже в Ленинград приглашали - продолжить образование в институте. Однако выбрала БАМ. Как можно было пропустить стройку века, тем более, что проходит она на твоей родной земле? Так стала бухгалтером в СМП № 581 (строительно-монтажный поезд) и поехала в поселок Ния, что в 100 километрах от Усть-Кута.

Валерий Зажогин родом из Великих Лук, что в Псковской области. Работал строителем, но хотелось чего-то большего, а не просто жизни в режиме "дом - работа - дом". В Томской области в 1973 году началось строительство железнодорожной ветки Асино - Белый Яр. Вот туда он и направился. Поработал полгода, и тут грянуло на всю страну слово БАМ. Валерий загорелся, захотелось в тайгу, на грандиозную стройку. В компании еще троих товарищей, просто так, безо всяких путевок и разведок, собрались и поехали.

- За туманом! - смеется он сейчас. - Были уверены, что нужны и вообще таких с руками оторвут. Мы ведь строители! На мысе Толстый тогда шел набор, нас сразу приняли.

Пути пересеклись

- Я увидел будущую жену, когда она только ступила на бамовскую землю, 1 августа 1975 года. Нас больше сотни мужиков там работало - все увидели, - улыбается Валерий Петрович. - Прилетел в поселок Ния вертолет, и вышли из него работницы бухгалтерии: три девушки и женщина постарше, главбух. Про Галю сразу подумал - красивая!

В этот же первый день и Галина заметила Валерия.

- Нам, девочкам, выделили вагончик. Намываю я его, значит, перед заселением, - вспоминает события почти полувековой давности Галина Георгиевна. - Глядь, парень идет - высокий, статный - и несет под мышкой несколько книг. Я изумилась - надо же, читатель какой! Спросила, далеко ли отправился. А он гордо так отвечает: "В библиотеку!" И пошел дальше, как будто меня и нет. Заинтересовал (смеется - прим. автора). Особенно тем, что библиотека в поселке есть.

Кроме библиотеки, была еще и спортивная площадка - строители играли в выходные в футбол и волейбол. Как-то пошли девчонки волейбольный матч посмотреть.

- А игра, надо сказать, была какая-то вялая, - вспоминает Галина Георгиевна. - И слышу, все вокруг перешептываются: "Да где он? Что так долго идет?" О ком это, думаю. И вдруг восторженный гул по нашим импровизированным трибунам: "Идет Валера! Ну, сейчас мы им покажем!" Гляжу, парень приближается, тот самый, которого уже видела с книгами. Вышел на площадку - и понеслось! Как он "резал свечки" и прямо взлетал над сеткой - любо-дорого посмотреть!

Ну, а познакомились по-настоящему они благодаря… рыбе. Дело было в выходной: Валерий шел с рыбалки, а девушки - на речку, белье полоскать. В руках парень нес добычу - крупненького такого хариуса. И Галина, очень любившая рыбу, не устояла: "А пойдемте, - смело так говорит, - с нами. Пожарим на рожнах, я умею!"

Через год они поженились.

Суровый быт и дружба народов

В 1975 году на Ние до поздней осени стояли палатки. Посреди - железные печки, сваренные из бочек. Ночью обязательно посменно дежурили - чтобы печь всегда топилась. Жить вполне можно было. К зиме приехали вагончики. В них однажды в сорокаградусный мороз пришлось больше недели ночевать без отопления: в поселке сгорела электрическая подстанция, от которой питались теплом и светом вагончики. Новую везли из Усть-Кута, за 100 километров, половина из которых - бездорожье. На этом отрезке ее волокли тракторами на специально сваренных санях, подкладывая хлысты - тонкие деревья и ветки. Проедут километров пять - хлысты сотрутся. Останавливались, рубили новые, подкладывали - и так дней пять…

/ из семейного архива Зажогиных

Когда в Ние погас свет, на помощь пришли соседи из организации ГрузстройБАМ - строители из Грузии. Они возводили поселок и сами жили в домах с печным отоплением. В этот же день освободили для девушек две комнаты, не дали замерзнуть.

Это не гости из разных республик. Они строили БАМ. 1974 г. / Брюханенко Э.Д. / Электронная библиотека "Хроники Приангарья"

- Знаете, у нас был самый настоящий, не показной интернационал, - уверяет Галина Георгиевна. - Так, грузины первыми построили баню. Пускали нас помыться. Рядом стояли строители из армянского треста АрмБАМстрой. Никаких конфликтов, помогали друг другу во всем. Помню, когда отмечали 40-летний юбилей БАМа, организовали для ветеранов праздник на нашей - она же всегда будет считаться нашей - станции Ния. Так вот, дети тех самых грузинских строителей спонсировали банкет.

И еще один праздник вспоминает она особенно тепло - 8 марта. Тогда девушек пригласили в котлопункт (так на БАМе называли столовые - прим. автора). Был концерт, на котором пел Валерий Зажогин - оказалось, что он и это прекрасно делает. А потом им вручили кедровые веточки вместо тюльпанов. И девчонки были такие счастливые!

Концерт на БАМе. 1984 год. / РИА Новости

Трудовые победы

6 ноября 1976 года было уложено "серебряное" звено главного пути на станции Ния Усть-Кутского района.

- Это, конечно, был праздник, настоящий, душевный. Мы сделали то, зачем, собственно, и приехали на БАМ, - рассуждает Галина Георгиевна. - А потом СМП перебазировали в Северобайкальск, там продолжилась БАМовская история, там родился сын Егор.

Работали Зажогины на совесть. Грамот у обоих не счесть, а в 1979 году за победу в социалистическом соревновании Валерий Петрович получил право на внеочередное приобретение автомобиля "Москвич-412". И это тоже знаковое событие! Только в масштабах семьи, уточняет он.

Укладка серебряного звена на станции Ния. 1976 год. / из семейного архива Зажогиных

Диверсант

Когда Зажогины работали в Северобайкальске, случилось ЧП. Ночью загорелся склад с дефицитом.

- Было такое понятие "бамовское снабжение", - поясняет Галина Георгиевна. - На стройку поступали одежда, обувь. Все это распределялось по организациям и между работниками. Сторож даже спугнул поджигателя и вроде как успел его, прыгающего через забор, ударить топором. Потом кинулся тушить пожар. А после, описывая в милиции преступника, сторож отметил его сходство с моим Валерой! Его вызывали в отделение, осматривали на предмет синяков от удара. Не нашли, отпустили…

А следующей ночью загорелся вагончик отдела кадров.

- И мы с девочками в бухгалтерии решили сразу, что это диверсия! - вспоминает собеседница. - Кому нужно архив-то жечь? И тут кладовщица наша рассказала, что по пути на работу заметила парня, высокого, как Валера. А на ногах у него были сапоги меховые с нашего склада. "Я всех помню, кому эти сапоги выписывала, а этого - не помню!" - настаивала она.

В итоге решили ехать в отделение милиции, писать заявление. На следующий день искать подозреваемого приехал наряд, а того и след простыл. Его соседи пожали плечами - ушел, говорят.

Бурятская АССР. Железнодорожный грузовой состав на участке между разъездом Даван и Северобайкальском у строящегося Байкальского тоннеля. 1981 год. / ТАСС

А дальше - почти настоящий боевик. Перевал Даван завалило снегом, не проехать. Дорога одна - в Нижнеангарск. Туда и направились милиционеры - и сняли беглеца с самолета. Нашли и его трудовую книжку - какая-то часть документов не пострадала от пожара. Выяснили, что тот приехал на БАМ по поддельной комсомольской путевке. "Точно диверсант!" - утвердились во мнении бдительные сотрудницы бухгалтерии.

Всегда вместе

Бурятская АССР. Железнодорожный грузовой состав на участке между разъездом Даван и Северобайкальском у строящегося Байкальского тоннеля. 1981 год. / ТАСС

Станция Ния, Северобайкальск, Нижнеангарск - таков БАМовский маршрут семьи Зажогиных. Вернулись в Усть-Кут уже закаленными, опытными и завершили трудовую биографию в БАМовской же организации Востсибэнергомонтаж. На пенсии Галина Георгиевна решила заняться бизнесом - 1990-х в этой работящей семье никто не испугался. Она открыла в Усть-Куте книжный магазин - он, кстати, работает до сих пор.

- Я благодарна судьбе за БАМ, - говорит она. - Здесь я встретила свою судьбу, прекрасных людей. Все в моей жизни сложилось. И я счастлива, что через мою жизнь прошла Байкало-Амурская магистраль.

Бурятская АССР. Железнодорожный грузовой состав на участке между разъездом Даван и Северобайкальском у строящегося Байкальского тоннеля. 1981 год. / РИА Новости

Сейчас супруги Зажогины живут в Иркутске - поближе к высокотехнологичной медицинской помощи: здоровье требует внимания. В областном центре им пока не очень уютно: "Большой город, скучаем по Усть-Куту", - делятся они. Однако стараются быть активными - ездят на любимую рыбалку, все рыбные места уже разведали. Бывают на Байкале, на Аршане и всегда вместе.

По БАМовской привычке и по большой любви.

Как студенты в СССР строили БАМ
"У БАМа непростая судьба". Бывший руководитель ГлавБАМстроя Ефим Басин - о прошлом и будущем магистрали

Большая комсомольская стройка на БАМе стартовала 50 лет назад: хронология строительства, истории бамовцев, уникальные инженерные решения - в специальном проекте "РГ".

Бурятская АССР. Железнодорожный грузовой состав на участке между разъездом Даван и Северобайкальском у строящегося Байкальского тоннеля. 1981 год. / РИА Новости
Железные дороги История Семья и дети