23.04.2024 15:55
Экономика

Чем БАМ 2.0 отличается от БАМ-2 и зачем России две магистрали на восток

Текст:  Михаил Медведев
Байкало-Амурская магистраль (БАМ) стала одной из самых знаменитых строек советской эпохи. И хотя было время, когда эту дорогу критиковали за неэффективность, в год 50-летия с начала ее строительства сомнений в востребованности БАМа больше нет.
Читать на сайте RG.RU

За последние 10 лет грузопоток по БАМу существенно вырос. К концу 2022 года провозная способность магистрали составила 158 млн тонн. К концу 2024 года ее планируется довести до 180 млн тонн в год. Сегодня БАМ нужен не только для экспорта российских товаров, но и как транзитный путь между Востоком и Западом.

К концу 2022 года провозная способность БАМа составила 158 млн тонн. / РЖД

БАМ снова строят

На БАМе запущена активная модернизация. В составе Восточного полигона эта магистраль приносит в бюджет России 5,2 млрд рублей. Ее вклад может увеличиться, если поток грузов будет расти.

"При всех проблемах внешнего рынка мы обеспечены заказами на уголь до 2040 года. Будем возить его в огромных количествах, и это обеспечит нам валютные поступления. А для этого нужен как раз БАМ, потому что Транссиб не выдерживает. Роль БАМа сейчас становится все более значимой", - говорит заведующий московским отделом Института проблем транспорта РАН, главный научный сотрудник Института проблем управления РАН Владимир Цыганов.

Сейчас БАМ активно модернизируют. / РЖД

Планы дальнейшей модернизации БАМа - проект БАМ-2 - появились, когда только завершался первый этап работ: планировалось увеличить пропускную способность БАМа до 180 млн тонн. БАМ 2.0, в свою очередь, предусматривает увеличение пропускной способности магистрали до 240 млн тонн, поясняет Цыганов.

По его словам, сейчас имеются все предпосылки для наращивания пропускной способности до 180 млн тонн к концу 2024 года. К 2030 году планируется увеличить грузопоток до 240 млн тонн, а к 2040 году - из-за невероятно выгодных контрактов на уголь - довести этот показатель до 280-300 млн тонн. На данный момент дороги Восточного полигона неспособны провозить столько угля, сколько нужно для выполнения контрактов.

Горочный пост по роспуску железнодорожных вагонов, построенный в рамках строительства второй очереди Байкало-Амурской магистрали в городе Тында Амурской области, 2019 год. / РИА Новости

Кузбасс активно подталкивает РЖД к увеличению грузопотока. Также постоянно предлагаются новые проекты по расширению пропускной способности Восточного полигона, например Северо-Сибирская магистраль (Севсиб).

Хронология строительства Байкало-Амурской магистрали

Дорога в переходный период

В 1990-е годы, по словам Цыганова, в БАМ практически не совершались инвестиции, некоторые политические деятели, в частности, Егор Гайдар, занимавший в разные годы посты вице-премьера, министра экономики и финансов, заявляли об экономической несостоятельности магистрали.

БАМ 2.0 является самым актуальным проектом в рамках Восточного полигона. / РИА Новости

Однако, по словам Цыганова, первоочередной причиной, по которой строили и продолжают строить БАМ, было не улучшение экономики, а военно-стратегическая необходимость.

"Здесь нужно мыслить стратегически, как Николай II, как в 70-е годы мыслили в СССР. Невозможно предсказать будущий экономический результат всей этой стройки. Но абсолютно очевидно, что стратегическое планирование, безусловно, будет замкнуто на БАМ". По словам эксперта, БАМ, как в свое время Транссиб, строился в первую очередь для быстрого реагирования на внешние угрозы суверенитету страны.

Карта дорог Восточного полигона: БАМа (на фото выше) и Транссиба. / РЖД

Куда продолжается БАМ

Современная история БАМа началась в 2013 году, когда был утвержден план создания Восточного полигона железных дорог. Это проект по модернизации железных дорог и созданию безбарьерной среды прохода между ними, включая БАМ и Транссиб. В состав полигона входят как широтные дороги, так и меридианные, вроде Комсомольск-на-Амуре - Волочаевка 2. Эти пути пересекают БАМ и Транссиб, создавая единую структуру.

В 2013-2022 гг. реализовывался проект БАМ 1.0. Его созданием занимался в том числе и Цыганов.

Проектом было предусмотрено восемь типов мероприятий, необходимых для успешной модернизации БАМа в составе Восточного полигона. В их числе, со слов Цыганова, увеличение пропускной способности полигона: развитие станций, оборудование железнодорожных участков автоблокировкой, реконструкция земляного полотна, мостов и тоннелей, модернизация железнодорожных путей, строительство разъездов, усиление локомотивного хозяйства, удлинение приемо-отправочных путей.

"В конце 2010-х годов мы разработали три сценария развития транспортного комплекса России в условиях нарастания агрессии Запада. Предполагали, что нам перекроют транспортную инфраструктуру на Запад и надо будет поворачивать на Восток. И вот так сложилось, что эти наши работы как раз признали после начала СВО, то есть в 2022 году", - рассказывает Цыганов. Потому, по словам ученого, БАМ 2.0 является самым актуальным проектом в рамках Восточного полигона.

За все это время в населенных пунктах рядом с БАМом и Транссибом были реконструированы десятки местных больниц и школ в рамках благотворительного проекта Восточного полигона.

Карта дорог Восточного полигона: БАМа (на фото выше) и Транссиба. / РЖД

Сейчас на БАМе живут и трудятся постоянные рабочие коллективы и почти не используется труд вахтовиков. А каждый рабочий из коллектива живет не во времянке или бараке, а в отапливаемом доме, замечает Цыганов.

Здание железнодорожного вокзала в городе Тында Амурской области, 2015 год. / РИА Новости

Большая комсомольская стройка на БАМе стартовала 50 лет назад: хронология строительства, истории бамовцев, уникальные инженерные решения - в специальном проекте "РГ".

Здание железнодорожного вокзала в городе Тында Амурской области, 2015 год. / РИА Новости
Железные дороги