В числе тех, что признаны лучшими, немало традиционных гостинцев, которые предлагают города, расположенные на "золотом" маршруте, - например, владимирские пряники и ярославский сбитень, шуйское мыло и угличские часы. Были представлены и уникальные подарки, которые, с одной стороны, связаны с краем, а с другой - имеют необычное воплощение. Например, брошь с росписью на перламутре "Храм Покрова на Нерли" или честняковская игрушка из Костромы - глиняные скульптуры героев сказок и картин Ефима Честнякова.
Костромские авторы и производители взяли сразу шесть наград. Корреспондент "Российской газеты" поговорил с некоторыми победителями творческого состязания и экспертами отрасли и узнал, какой сувенир сегодня популярен у туристов и какое будущее у подарочной индустрии. Костромичи стали победителями сразу в четырех номинациях: в гастрономической - дважды, в полиграфической, декоративно-прикладной и в отдельной - "Сувенирный набор "Золотого кольца".
Необычный сувенир представил "Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник" и завоевал третье место. Жюри покорили глиняные скульптуры крестьян, выполненные точь-в-точь как на картинах и в сказках кологривского самобытного художника, философа и поэта Ефима Честнякова. Сейчас в собрании Костромского музея-заповедника хранится его уникальная коллекция - свыше 100 картин, более 1000 графических листов, около 100 "глинянок", а также многочисленные рукописи, фотографии, личные вещи. Автор сувенирных работ - старший научный сотрудник Костромского музея-заповедника Анна Демченко.
- Я серьезно подошла к делу, - поясняет она. - Мы с мужем ездили в деревню Шаблово - на родину Ефима Честнякова, там набрали глину. Интересно стало поработать с местной глиной. У нас в деревне печь есть, и мы фигурки обжигали именно в деревенской печи. Самобытность во всем. Наш сувенир действительно уникален. Он представляет именно нашу, костромскую, землю. Он представляет нас, костромичей, в образах. Честняковская игрушка - наш бренд. Ее можно не только поставить на полочку и любоваться ею - с ней можно играть, как делал сам Честняков. Представлять целый театр из мини-скульптурок. Наши посетители интересуются, спрашиваю: а есть ли что-то именно костромское? Мы говорим: вот она - честняковская игрушка.
Эксперты говорят: такой подарок скорее элитарен - как по стоимости, так и по смысловому наполнению. Его непременно купит тот, кто хочет приобрести в Костроме не просто магнит с видом пожарной каланчи, а именно уникальный сувенир со своей легендой или историей.
Среди победителей конкурса в номинации "Полиграфический сувенир" - игровой набор "Кострома и костромичи". Как говорят продавцы и держатели сувенирных лавок, полиграфия нынче проигрывает даже магнитам. Хотя открытки остаются в фаворе. Один нюанс: на место открыток с фотографиями видов Костромы пришли авторские карточки с рисованными пейзажами и даже юморными сюжетами.
Лидер сувенирных продаж Костромы и один из победителей конкурса - бренд костромская черная соль.
- Самой популярной последние годы является черная соль. Ее берут практически всегда. Причем туристы знают о ней: читали, слышали, рассказал экскурсовод. Они приходят целенаправленно за черной солью, - говорит Анастасия, продавец одного из сувенирных магазинов.
Костромская четверговая черная соль - запатентованный бренд. И она действительно уникальна. Ее производят в одной из деревень Кадыйского района Костромской области по всем правилам и старинным рецептам.
Особая технология изготовления: соль, ржаная мука, березовые дрова и другие секреты производства - наделяют костромскую соль особыми вкусовыми и полезными свойствами. Как говорят костромичи, любая еда с черной солью становится и вкуснее, и полезнее.
- Мы делаем соль в льняных мешочках по своему уникальному рецепту. Укладываем их на березовые дрова в печи. Затем обрабатываем. Дробим и просеиваем. Мелкая фракция идет на салат, крупная - для домашних мельниц. Узнаваемость костромской черной соли растет постоянно. Мы видим это и по маркетплейсам, и по нашим костромским магазинам, где представлен товар, - поясняет директор компании Олег Зайцев.
Эксперты подтверждают: сейчас главный тренд - гастрономический. Туристы, приезжая в новый город, хотят не только смотреть достопримечательности, но и дегустировать местные яства, увозя с собой вкусные сувениры. Кострома в этом смысле - лакомый кусок. Один сыр чего стоит. Местные сыроварни уже давно подготовили для гостей города сразу туристические наборы: дегустационные боксы, в которых представлены разные виды сыров.
А вот с традиционными сувенирами эксперты охлаждают пыл тех, кто радеет за уникальность. Она неинтересна для среднестатистического российского туриста.
- Поскольку у нас не самый богатый турист, то интересны сувениры до 500 рублей: кружки, тарелочки, магнитики. После 2019 года ушла с рынка матрешка, народные художественные промыслы перестали интересовать: гжель, жостово... Все народно-художественные промыслы остались только в местах своего бытования. Уникальные - это история избирательного туриста. В статистике, к сожалению, это не так. В статистике идет дешевый китайский магнит, - говорит Григорий Кузьмин, член жюри конкурса.
Будущее, считает эксперт, прежде всего за гастрономическими сувенирами. И теми подарками, которые так или иначе отражают знаковые достопримечательности города. Главное условие - их низкая стоимость.
- Кострома - это Ипатьевский монастырь, Снегурочка, сыр, Сусанин и Романовы. Нужно эти стереотипы обыгрывать. Встраивайте в тренд и обыгрывайте в новом исполнении, в новом материале или в новом видении. Но в понятном денежном сегменте. Если вы насытили рынок, тогда можно подключать свои фантазии и говорить о создании элитарного сувенира, - отмечает Григорий Кузьмин.
Между тем
Всего на конкурс было подано более 140 заявок от авторов и производителей сувениров из Владимира, Иванова, Костромы, Переславля-Залесского, Ростова, Суздаля, Углича, Ярославля и Московской области. В этом году свое видение памятного подарка предложили также авторы из Ейска, Вологды, Смоленска и других городов. В финал вышли 62 участника со 103 работами в пяти номинациях и трех ценовых категориях. При этом все представленные сувениры связаны с историей, культурой и достопримечательностями маршрута Золотое кольцо России.
- Лауреаты конкурса получат право размещать на сувенире-победителе наклейку "Рекомендовано Союзом городов Золотого кольца, - отметила исполнительный директор Союза городов Золотого кольца Наталья Булах.