23.04.2024 16:44
Общество

Штрафы за загрязнение воздуха мало повлияют на его качество

Текст:  Семен Гордышевский
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №89 (9331)
В Госдуму внесен законопроект об установлении административной ответственности юрлиц и ИП за нарушения, связанные с загрязнением воздуха. Допустим, проект примут. Но решит ли это проблему, действительно ли воздух в наших городах станет значительно чище?
Читать на сайте RG.RU

Суммы штрафов, кстати, не такие уж огромные. Для должностных лиц определены в сумму от 10 до 20 тысяч рублей, для ИП - 20-30, для юридических лиц - 50-100. Впрочем, при повторном нарушении они возрастают. Но дело не в цифрах. Разве можно реально оценить ущерб, который нанес загрязненный воздух здоровью десятков тысяч, а то и миллионов людей? Напомню: проблема настолько серьезна (и не только у нас, но и в мире), что в 2014 году ВОЗ официально заявила, что именно загрязнение воздуха является самым высоким экологическим риском для здоровья. А не вода и не почва.

Да и оценить масштаб выбросов непросто. Это с водой - забрал литр воды и понес в лабораторию на исследование - просто. И с почвой - взял килограмм и отправил в лабораторию.

С воздухом - архисложно. Его "в бутылку" не поместишь. Нужно прокачивать воздух через аспиратор, на фильтре которого накапливаются загрязнители. Ничего сложного? Но так нужно делать - часами! Все зависит от того, какие ПДК определены для конкретных веществ. Для каких-то загрязнителей, измеряемых в нанограммах, требуется уже много часов, для диоксинов, измеряемых в пикограммах (пикограмм - одна триллионная грамма), необходимо потратить несколько суток! И только очень небольшое количество веществ можно определять автоматическим газоанализатором.

Кто будет проверять? Все ли предприятия располагают современным оборудованием? И даже если оно и есть, они что - будут сами на себя жаловаться?

Определен океан с самым чистым воздухом

И еще у нас огромная проблема с общественным мониторингом. Граждане, а особенно из числа жителей близлежащих к предприятиям территорий, готовы его проводить. Но необходимо крайне дорогостоящее оборудование, много времени, и, если требуется посещение самого предприятия, то кто общественников пустит?

Прояснить ситуацию могла бы динамика экологического следа загрязнения воздуха - то есть загрязнение почв. Но мониторинг в Петербурге был прекращен с 2008 года и только не так давно возобновлен, но с недостаточным финансированием. Между тем выборочные исследования почв на нескольких площадках пять лет назад выявили увеличение уровня диоксинов в 10 раз по сравнению с началом 2000-х годов.

Так что система административного наказания скорее будет выполнять роль громоотвода. Кого-то обязательно прилюдно накажут, штрафы выпишут, все отчитаются. А проблема не решится.

Но не все так беспросветно. Во-первых, выбросы можно уменьшать. С помощью внедрения новых технологий, замены оборудования. И что-то уже делается: например, в Петербурге практически все котельные перешли на газ, на газ перевели и автобусы. Хорошо бы нам отказаться и от сжигания илового осадка: технологии позволяют. Во-вторых, нужно делать современной саму систему мониторинга воздуха: проверять не на несколько показателей, а учитывать минимум три десятка основных загрязнителей. И о результатах население должно быть оповещено. Это очень важно. Ведь и руководство предприятий, и их семьи живут в том же городе. И - дышат загрязнениями.

СЗФО Экология Санкт-Петербург