Конкурс имеет подчеркнуто неформальный характер, в анонсах он фигурирует как "весенний" и даже "хулиганский". Художники похулиганить всегда рады, тем более во всероссийском масштабе. В 2023-м одним из фаворитов был автор кольца с бриллиантом из бумаги.
- В этом году, ограничив ювелиров темой, мы не ограничивали их в материалах, - говорит директор музея Юлия Ильина. - В витринах вы увидите ожерелье из войлока, украшения из пластика, эпоксидной смолы, стали, дерева… а также полиэтилена, бетона, микросхем…
В Екатеринбурге прошел конкурс "Мистерия будущего, или Ювелирный футуризм"Внимательно рассмотрев броши из мусора, перстень с берестой и ожерелье из USB-провода, приходим к первым выводам: ювелирная мода начала XXII века демократична, а отсутствие подходящих рубинов и изумрудов не станет препятствием для творчества - берем, что есть, и делаем шедевр. Кстати, интересных работ оказалось так много и они были настолько разными, что жюри щедрой рукой рассыпало награды по нескольким номинациям, не испортив дружеской атмосферы вручением Гран-при.
Похвальное легкомыслие мастеров - лишь первое впечатление. Одно из условий конкурса - подробная письменная концепция произведения, так что изучение этой части экспозиции изрядно обогатит ваши представления о художественных взглядах эпохи постмодерна. Зрителям также предлагается составить свой футуристический манифест, под который отведен большой лист бумаги, - занятное чтение, скажу я вам.
В состав жюри, оценивающего украшения будущего, вошли ювелиры, искусствоведы, философы и журналисты, а также научный руководитель Школы астрономии в Екатеринбурге, двукратный победитель ScienceSlam Павел Скрипниченко. Он сформулировал варианты того, что нас ждет в XXII веке: если все будет хорошо, нам захочется надеть неброские украшения из гарнитура "Горизонт событий" Романа Волкова из Тулы. Если так себе - гарнитур "Одна дома" Михаила Пастухова (Березовский): производим на заводе платы, а бракованные микросхемы становятся материалом для творчества. Ну а на крайний случай тот же Михаил Пастухов создал гарнитур "После немирного атома" из бетона, вполне симпатичный и с топазами. Но главное - варианта "не носить украшения" никто не рассматривает, и это внушает осторожный оптимизм.