Необходимость масштабной модернизации транспортной инфраструктуры города стала очевидна после запуска туристско-рекреационного кластера "Остров фортов". Тогда город стал обязательной частью программы для жителей и гостей Северной столицы - в 2023 году Кронштадт посетили столько же туристов, что и Царское Село или Исаакиевский собор.
При этом похожий на бутылочное горло въезд в город по Кронштадтскому шоссе давно перестал справляться с потоком частных автомобилей и туристических автобусов.
О том, что транспортная ситуация находится в центре внимания жителей, можно судить по обращениям на странице администрации Кронштадтского района в соцсети. "Возможно ли до реконструкции дорожной сети на въезде как-то ограничить въезд частного туристического транспорта? Как только пригревает солнышко, весь день в город ни въехать ни выехать. На несчастной единственной дороге ездят и самосвалы, и стройтехника, и скорая помощь", - обращается к чиновникам один из пользователей.
Решение транспортных проблем Кронштадта следует искать не только в развитии автотранспортной инфраструктуры, уверяют эксперты, к которым обратилась "РГ" за комментарием. Специалист по организации дорожного движения Дмитрий Попов считает, что с растущим трафиком, который генерируют новые туристические объекты Кронштадта, вряд ли справится даже глубоко модернизированная улично-дорожная сеть города и его окрестностей. "Остров фортов" создал такой центр притяжения, что Цитадельское шоссе уже при вводе в строй выберет всю свою пропускную способность", - опасается эксперт. Сразу же придется думать о расширении или строительстве новых развязок с проходящей по дамбе Кольцевой дорогой.
Одновременно с автомобильной инфраструктурой надо развивать альтернативные, внеуличные виды коммуникаций. В случае с городом-портом речь прежде всего идет о водном транспорте. Сегодня он фактически ориентирован только на запросы туристов, поскольку цена билетов на "Метеоры" и катамараны, которые ходят в Кронштадт, отсекает возможность их использования местными жителями в качестве ежедневного средства передвижения. Как считает Попов, следует, с одной стороны, запускать на линию между Кронштадтом и Петербургом новые суда, а с другой - проработать введение для кронштадтцев льготных билетов для проезда по воде на работу и домой в период навигации. На фоне роста турпотока эта идея может быть экономически обоснована и осуществима. В противном случае город быстро станет местом для туризма, а не для жизни.
В свою очередь, профессор Высшей школы транспорта Санкт-Петербургского политехнического университета Андрей Горев полагает, что настоящей транспортной альтернативой для Кронштадта может стать... скоростная монорельсовая дорога. Ее создание гораздо дешевле, быстрее и проще, чем прокладка метро или строительство большой железнодорожной инфраструктуры. "Эстакадная конструкция - относительно легкая и не очень дорогая. А технологии магнитного подвеса существенно уменьшают сопротивление движению. Это дает экономию в затратах на эксплуатацию", - говорит эксперт.
Дорога до Кронштадта на автобусе от ближайших станций петербургского метро в любом случае, даже при оптимизации дорожной инфраструктуры, будет занимать порядка часа. Примерно такое же время нужно и пассажирским судам, связывающим Кронштадт с центром Петербурга. И только монорельсовый транспорт может обеспечить комфортабельную доставку к метро или от метро большого количества людей менее чем за полчаса, не завися от пробок, погоды и времени года. В его пользу говорят и большие планы по развитию нового туристско-рекреационного кластера "Горская": с его запуском монорельс в Кронштадт, пройдя через Горскую, будет обеспечен еще и транзитным трафиком. Кроме того, судя по опыту других стран, монорельс сам по себе является привлекательной "фишкой" для туристов, что позволяет резко ускорить окупаемость таких проектов.
"Даже если он не будет нестись, как в Шанхае, со скоростью 300-400 км в час, ста километров для нас вполне достаточно - он органично впишется в проект развития и повышения привлекательности мощных туристических зон Кронштадта", - уверен Андрей Горев.