27.04.2024 22:55
Культура

Мир входящему. О чем напоминают фильмы из ретроспективной программы ММКФ?

Текст:  Александр Перов
Все, что показывали в залах Московского международного кинофестиваля, пока невозможно увидеть в кинотеатрах или на видеохостингах. Прелесть подобных кинофорумов - в эксклюзивности. Но есть исключения. Это программа ретроспектив, картины, о которых, по мнению отборщиков, самое время вспомнить. Эти фильмы находятся в сети за два-три клика, а значит у каждого есть возможность "побывать" на ММКФ, на вставая с дивана. Ведь любой кинофестиваль - не просто место, где крутят киноленты, здесь вращаются смыслы, идеи, эмоции.
"Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков". / Предоставлено ММКФ
Читать на сайте RG.RU

Ретроспективных программ в этом году было несколько, одна из них называлась длинно: "Экранные войны. Эпизод I. Движение. Новая надежда". И период жизни киноискусства, который пытаются охватить представленные здесь ленты, - тоже долгий. От снятого в 1895 года документального немого фильма "Выход рабочих с фабрики Люмьер" до южнокорейского "Привет, Дайон!", что вышел в свет всего шесть лет назад, по меркам истории кино - это вчера.

В этой же ретроспективной подборке - "Про уродов и людей" Алексея Балабанова. Почему выбрали эту ленту, понятно - это "привет" немому кино от мастера. Как и короткометражка Леонида Гайдая "Пес Барбос и необычный кросс", премьера которой, кстати, состоялась на закрытии Московского кинофестиваля в 1961 году.

Но, пожалуй, две ленты в программе выделялись особенно и смотрелись современно, несмотря на то, что сняты в двадцатых годах прошлого века. Это авангардный, по тем временам, фильм "Андалузский пес", созданный режиссером Луисом Бунюэлем и художником Сальвадором Дали на основе их собственных сновидений. Здесь одни сплошные сюрреалистические образы, которые для одних значат очень много, а для других не значат ничего. После подобных лент все так называемые "эксперименты" современной режиссуры кажутся безнадежно устаревшими.

Фильм, которому нынче ровно век, "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" - эксцентричная комедия Льва Кулешова об американце, который после поглощения газетной пропаганды представляет себе Советский Союз самой страшной на свете страной, где живут люди-дикари. Взгляды на страну меняются, когда Вест приезжает в Москву. Фильм ценен еще и тем, что здесь можно увидеть столицу времен Маяковского и Есенина, военный парад и архитектуру "города вязевого", что осталась только в кино.

"Надо снимать фильмы о любви". На ММКФ показали псевдодокументальный фильм Романа Михайлова

Ретроспективная программа ММКФ-2024 "Первые варианты. Из архивов госфильмофонда" позволила зрителям увидеть пять советских картин такими, какими они были до встречи с редакторами и цензурой. Дело в том, что даже если ленту кромсали и меняли до неузнаваемости, ее оригинал, как правило, никогда не уничтожался.

"Кубанские казаки" в первозданном виде были показаны впервые за 70 лет. Шедевр Михаила Швейцера "Тугой узел", запрещенный в 1956-м, выпустили через 32 года в отредактированном и черно-белом варианте. В своем цветном великолепии лента была показана в 2005 году на телеканале "Культура", а на киноэкране - только сейчас. И это опять тот случай, когда время не состарило кинопленку. По сюжету усыновленный председателем колхоза парень, идет вверх по карьерной лестнице - работает, поступает в институт. И все бы хорошо, да вот только не хватает решительности в отношениях с девушкой, и та в итоге выбирает другого. Очень острая тема - спросите любую современную женщину.

Еще один шедевр - "Мир входящему", созданный в 1961-м году Аловым и Наумовым. Опять-таки - премьера на большом экране состоялась только сейчас, на ММКФ.

Картина показывает последние дни Великой Отечественной войны. Младшего лейтенанта Ивлева, только что окончившего училище и мечтающего о подвигах, посылают в тыл сопровождать контуженного русского солдата и беременную немецкую женщину, ребенок которой родится в первый день мира… На этом месте в аннотациях следует многоточие, но сегодня от этих трех точек снова перехватывает дыхание. Зрители на ММКФ смотрели кино в абсолютной тишине. Жаль, что показ был только один.

На ММКФ-2024 также были представлены первые варианты "Охоты на лис" Вадима Абдрашитова и "Держись за облака" Бориса Григорьева и Петера Саса.

Еще одна ретроспектива, о которой нельзя умолчать: "Дариуш Мехрджауи: Поэзия реальной жизни". Здесь было представлено шесть фильмов одного из лучших иранских мастеров, чья жизнь трагически оборвалась год назад.

"Пришелец" Ивана Соснина: что известно о единственном российском фильме в Основном конкурсе ММКФ

"Если вы не смотрели фильмы Мехрджуи, то вряд ли вы знаете, каким было иранское кино до эры реализма, вы вряд ли также что-то знаете о социалистических стремлениях иранской интеллигенции, поднявшей антиимпералистическое и антимонархисткое движение в Иране, приведшее к Исламской Революции, не знаете о том, что было с ней и ее взглядами потом", - говорит во вступительной статье к ретроспективе иранист Диана Адырхаева. С ней не поспоришь.

На ММКФ показали одну из первых лент, принесших Мехрджуи мировую славу, - "Корова": экранизация новеллы психиатра и иранского коммуниста Саэди "о маленьком человеке в нездоровым образом организованном социуме". Лента прорвалась в Венецию, где получила приз ФИПРЕССИ.

Также в персональной рестроспективе прошел показ картины "Пари", снятой по мотивам повести Сэлинджера "Френи и Зуи", фильм "Лейла" рассказал о жизни счастливой, но бездетной пары, чью жизнь пытается сломать свекровь, мечтающая о продолжении рода.

Одна из вершин творчества иранского режиссера - картина-притча "Грушевое дерево", в котором переосмысливаются былые стремления и искания автора - тоже была показана в Москве этим апрелем, добавив в столичный воздух весенних красок и ноток душевного пробуждения.

"Это все кино с посылом, кино как синтез почти всех искусств, кино для зрителя любой культуры мира, - продолжает Адырхаева. - Сейчас так не снимают".

Все то же самое можно сказать и про другие фильмы из ретроспективных программ ММКФ. Найдите их в Сети, посмотрите, устройте себе праздник киногурманов.

Наше кино Мировое кино