27.04.2024 17:57
Общество

Чем знаменита севастопольская диорама "Штурм Сапун-горы"

Текст:  Юлия Крымова (Севастополь)
Диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года" - грандиозное батальное произведение, которое и сегодня, в век HD-видео и трехмерных проекций, поражает зрителя реалистичностью и погружением в событие. Сотрудники Музея героической обороны и освобождения Севастополя рассказали "Российской газете", как герои штурма Сапун-горы позировали художникам, а пророчество Рузвельта о разрушенном Севастополе не сбылось.
Гитлеровцы называли Сапун-гору "каменным фронтом" и полагали, что штурмовать ее бесполезно. Тем не менее войска 4-го Украинского фронта, 51-я и Приморская армии за девять часов тяжелейшего боя сумели взять возвышенность. / Юлия Крымова/РГ
Читать на сайте RG.RU
Чем знаменита диорама "Штурм Сапун-горы" в Севастополе

- Гитлеровцы называли Сапун-гору "каменным фронтом", - говорит заведующая методическим сектором музея Валентина Буткене. - 63 ДОТа и ДЗОТа, минные поля в глубину на шесть километров, ряды колючей проволоки, система траншей в несколько ярусов. Немцы считали, что штурмовать Сапун-гору бесполезно. Тем не менее войска 4-го Украинского фронта, 51-я и Приморская армии за девять часов тяжелейшего боя Сапун-гору взяли.

Эти события запечатлены на полотне диорамы "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года". Здание полукруглой формы обращено к Балаклавской долине, откуда начинался штурм.

Оказываясь перед огромным живописным полотном, зрители замирают и раскрывают рты. Раздаются звуки боя. Тарахтит пулемет, ревет бомбардировщик. Картина будто оживает и уносит тебя в прошлое, на 80 лет назад.

Диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года" - грандиозное произведение, которое и сегодня, в век трехмерных проекций, поражает зрителя своей реалистичностью. / Артем Геодакян / ТАСС

Как художники добились такого эффекта? Дело в том, что на севастопольской диораме героев изобразили в полный рост, а на предметном плане использовали подлинное оружие и обломки укреплений, которые нашли после боя на Сапун-горе.

Говорят, что для создателей диорамы - художников студии имени Грекова - даже устроили учебный показательный бой, чтобы они могли увидеть, как штурм происходил на самом деле.

Для создателей диорамы - художников студии имени Грекова - даже устроили учебный показательный бой, чтобы они могли увидеть, как штурм происходил на самом деле. / Юлия Крымова / РГ

Многие участники знаменитого сражения даже сами позировали художникам. Среди них - Герои Советского Союза Иван Аверкин, Дадаш Бабажанов, Илья Поликахин. А погибшую на Сапун-горе санитарку Женю Дерюгину писали по фотографии.

- Все сцены подвигов, которые изображены на диораме, воссозданы по документам, - говорит заведующая музейным отделом истории Великой Отечественной войны Ирина Агишева. - Военным консультантом художников был герой Советского Союза, капитан первого ранга Георгий Терновский, который нашел сведения в архивах по горячим следам.

Фигура разведчика Поликахина занимает центральное место на полотне. Он бросает гранату во вражеский ДОТ. 9 мая он водрузил знамя на здание метеостанции, самое высокое в Севастополе. Оно до сих пор сохранилось на центральном городском холме. После окончания войны герой жил в подмосковном Железнодорожном, работал учителем истории, много раз приезжал в Севастополь. Когда он увидел только что открытую в 1959 году диораму, то сказал: "Это правда. Правда о войне".

Живописное полотно реставрировали на месте, не снимая, чтобы не повредить при снятии и перевозке. Для этого были построены настил и леса высотой пять метров. / Юлия Крымова/ РГ

Огромное полотно диорамы шириной 25,5 метра и высотой 5,5 метра отреставрировали в 2023 году впервые с момента создания. Сложную работу выполнили сотрудники Научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря.

Живописное полотно реставрировали на месте, не снимая, чтобы не повредить при снятии и перевозке. Для этого над предметным планом были построены настил и леса высотой пять метров. Каждый сантиметр картины нужно было очистить от пыли, устранить деформации и прорывы, укрепить краску. Леса постепенно разбирали по мере того, как художники переходили от верхней части полотна к нижней.

Реставраторы обнаружили на полотне диорамы 52 прорыва. Картину писали в студии Грекова в Москве, а дописывали уже в здании диорамы в Севастополе. Для транспортировки полотно накрутили на огромный вал. Оно могло повредиться при скручивании или при монтаже. Прорывы были заделаны воском, который деформировал картину. Теперь старые заплаты убрали и заменили на современные составы, которые не вызывают натяжения и не влияют на структуру холста.

Леса разбирали по мере того, как художники переходили от верхней части полотна к нижней. / Юлия Крымова/ РГ

Так же бережно работали с предметным планом. Его площадь - 83 квадратных метра, как большая квартира, сплошь заставленная не предметами мебели, а ценными военными артефактами. Все экспонаты очистили, покрыли защитным лаком и вернули на прежнее место.

В отреставрированном здании диорамы выставлены эскизы и наброски ее создателей. Среди них - этюд "Руины Севастополя" Петра Мальцева, написанный в 1949 году. Художник приезжал в разрушенный город после войны и был опечален его видом. Севастополь был практически полностью стерт с лица земли. Уцелело только шесть процентов жилых домов и зданий.

Во время Ялтинской конференции в феврале 1945 года в Севастополь приехал американский президент Франклин Рузвельт. Увидев разрушенный город, он предсказал, что для восстановления Севастополя понадобится 50 лет - и то если помогут союзники. Но пророчество Рузвельта не сбылось. Город был восстановлен всего за 10 лет.

Пророчество Рузвельта не сбылось: вместо прогнозируемых им 50 город был восстановлен всего за 10 лет. / Юлия Крымова / РГ
История Севастополь