01.05.2024 13:01
Культура

Дуэль без победителей: На экраны выходит фильм "По Фрейду"

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №97 (9339)
Кинодрама "Последняя сессия Фрейда" у нас вышла под упрощенным названием "По Фрейду". Жаль: оригинальное название более точно соответствует предмету фильма, обещая разгадку события интригующего, до сих пор загадочного.
Энтони Хопкинс в роли Фрейда уже своим молчанием сообщает драме вескость. Увы, мыслями драматурги его обделили. / kinopoisk.ru
Читать на сайте RG.RU

Известно, что незадолго до кончины смертельно больной Фрейд встречался в своем лондонском убежище Хэмпстеде с неким молодым ученым, преподавателем Оксфорда, имя которого история утаила. Драматург Марк Сен-Жермен предположил, что им мог быть писатель Клайв Стэйплз Льюис, автор знаменитых "Хроник Нарнии" и друг не менее культового автора Джона Толкиена. И на основании книги Армана Николи "Фрейд и Льюис. Дебаты о Боге" сфантазировал пьесу, с успехом идущую в одном из офф-бродвейских театров; в ней Фрейд приглашает ирландца Льюиса, чтобы подискутировать о его книге "Блуждания паломника". А потом режиссер Мэтт Браун, тоже приложив руку к сценарию, снял по этой пьесе фильм с Энтони Хопкинсом и Мэттью Гудом.

Новым президентом Европейской киноакадемии станет Жюльет Бинош

В сущности, это разговорная драма на двоих, кто-то из критиков ее назвал ток-шоу. С такими мы уже встречались на экранах - вспомним фильм-дискуссию "Два Папы" Фернанду Мейреллиша, где тот же Энтони Хопкинс в образе Папы Бенедикта XVI вел мировоззренческие споры с Джонатаном Прайсом в роли кардинала Берголио. Можно предполагать, что именно такой тип кино нас ждал и в незавершенном фильме Марлена Хуциева "Невечерняя" - о встрече Льва Толстого с Максимом Горьким.

В таких фильмах успех во многом зависит от исполнителей - они должны быть редкой породы актеров-личностей, когда само их присутствие обеспечивает действу вес и значительность. В этом смысле здесь все в порядке: Энтони Хопкинс может просто молчать - это будет умно и веско. Его партнер по фильму - Мэттью Гуд ("Аббатство Даунтон", "Матч Пойнт") много моложе, но у него повадка истого британца, интеллектуала и джентльмена до мозга костей, ему веришь. Действие происходит в сентябре 1939 года в Лондоне, после вторжения Гитлера в Польшу, вступившей в войну с Германией; уже завывают сирены воздушной тревоги, над городом парят аэростаты воздушного заграждения. Фрейд, спасаясь от еврейских погромов, бежал из любимой Вены в Англию и остро переживает утрату привычного жизненного уклада. К тому же, у него рак гортани, он страдает от невыносимой боли, что делает его взвинченным и агрессивным в споре.

Ощущение, что авторы фильма робеют перед личностями своих героев, не доводя спор до остроты

Понятно, что визит Льюиса сфантазирован автором пьесы, и это даже не реконструкция гипотетического случая из жизни двух гениев, а сшибка двух мировоззрений - атеиста Фрейда и убежденного христианина Льюиса. По идее - дебаты о страхе смерти, о роли секса и о самом существовании Бога, который, по Фрейду, есть самый грандиозный обман в человеческой истории. Мы могли бы стать свидетелями дискуссии двух блестящих интеллектуалов на одну из ключевых тем бытия.

Вечно живой Юрий Деточкин. 1 мая стартует сериал "Дядя Леша"

Адаптируя театральную пьесу для кино, режиссер, он же соавтор сценария Мэтт Браун сильно сократил дискуссию, освобождая время и место для многочисленных флешбеков - экскурсов то в детство, то в юность героев. Иной раз впечатляющих, как эпизоды с девятнадцатилетним Льюисом в окопах Первой мировой, оставившей ему на память неизлечимый невроз. Но чаще - иллюстративных, отвлекающих, ничего не добавляющих, но досадно разрывающих ткань умозаключений, а ведь именно она в таких фильмах - главный предмет зрительского интереса.

Добавлены сцены с дочерью Фрейда Анной (Лив Лиза Фрис), переживающей свои сексуальные проблемы. Режиссер все время стремится вывести действие из дома то на улицу, то в ближайший собор, ставший бомбоубежищем, то на буколический пленер - сделать из театра кино. И это тот случай, когда такие приемы смотрятся не более чем вынужденным "оживляжем" - автор фильма явно не верит, что накаленные дебаты сами по себе могут держать внимание зрителя.

В МХТ представили "Стоиков" Дмитрия Данилова

Я не видел офф-бродвейский спектакль и не могу судить о качестве текстов, вложенных в уста двух мыслителей. То, что от них осталось в фильме, мягко говоря, не убеждает. Здесь больше внимания уделено физическому состоянию умирающего Фрейда, его раздраженно атакующему тону, чем сути спора, поданного фрагментарно, в отрывочных и, как правило, банальных репликах, не образующих цельной развитой мысли. Фрейд здесь только вздорный болтливый старик, Льюис - только учтивый слушатель, с почтением терпящий его нападки, а суть спора обозначена, но не развита, за этой дискуссией невозможно следить - ее драматургия разодрана в клочья. И если в "Двух Папах" переброска репликами и фехтование аргументами абсолютно захватывают, то невнятность спора в фильме Мэтью Брауна быстро становится просто скучной. А многие реплики, поданные вне контекста, оказываются непонятными - как, например, напористое упоминание Фрейдом инклингов - известной в Британии литературной группы, куда входили и Льюис и Толкиен. К тому же собеседники по воле авторов фильма оказываются в неравном положении: интеллектуал Фрейд только нападает, интеллектуал Льюис только вяло обороняется, дискуссии, в сущности, нет. Ощущение, что авторы сценария робеют перед мощными фигурами своих героев и не рискуют доводить спор до сколько-нибудь острых схваток - беседа скорее тлеет, чем разгорается, а умиротворяющая интонация фильма гасит ее последние искры.

Мировое кино