29 апреля она вывела на улицы десятки тысяч своих сторонников на митинг в поддержку закона об иноагентах. Но уже на следующий день оппозиция при молчаливой поддержке Запада провела собственную демонстрацию, а затем устроила под стенами парламента Грузии массовые беспорядки и столкновения с полицией. В результате правоохранители использовали слезоточивый газ и задержали 63 человека. Мало кто сомневается, что подобные провокации со стороны оппозиции будут повторяться и, не имея потенциала перерасти в "грузинский майдан" или "революцию роз 2.0", способны лишь отсрочить принятие в Грузии закона об иноагентах.
На прошедшем в понедельник крупном митинге "Грузинской мечты" звучали убедительные аргументы в пользу принятия закона о транспарентности иностранного влияния в Грузии. "Прошедшие несколько недель еще раз подтвердили, что более 90 процентов денег, выделенных для НПО, служат укреплению агентуры в Грузии", - заявил выступивший на акции мэр Тбилиси Каха Каладзе.
В тот же день комитет по юридическим вопросам парламента Грузии поддержал во втором чтении законопроект об иноагентах. Он предусматривает, что получающие больше 20 процентов своего финансирования грузинские НПО и СМИ обязаны зарегистрироваться в специальном реестре, каждый год отчитываться по источникам доходов и целям своих проектов, а в случае невыполнения требований они столкнутся с угрозой административной или уголовной ответственности.
В сегодняшней Грузии обосновались около 10 тысяч НПО. Среди них соросовский фонд "Открытое общество", "Международная прозрачность - Грузия", "Демократическая инициатива Грузии", "Права Грузия" и сотни других, получающих финансирование от зарубежных грантодателей. В том числе от американских фонда в поддержку демократии (NED), Национального демократического института (NDI) и Международного республиканского института (IRI), а также в рамках еэсовской программы "Инициатива устойчивости грузинского гражданского общества".
Сидящие на западном "финансовом подсосе" местные НПО зачастую решали далекие от национальных интересов самой Грузии задачи. Например, лоббировали втягивание Тбилиси в конфликт на Украине, присоединение страны к санкциям против России или выступали за отправку грузинских добровольцев для помощи ВСУ. С этой целью в СМИ неоднократно вбрасывались предвзятые социологические исследования и публиковались "независимые" журналистские расследования. Другое направление деятельности грантоедских НПО - разрушение традиционных ценностей консервативного в своей массе грузинского общества. Как результат Православная церковь Грузии поддержала принятие закона об иноагентах. "Фактом является то, что на протяжении многих лет неправительственными организациями и телеканалами, финансируемыми из-за границы, ведется кампания по дискредитации Церкви", - отмечается в опубликованном на минувшей неделе заявлении грузинской патриархии.
Дальнейшая судьба грузинского законопроекта об иноагентах практически предрешена. Как заявлял председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили, в период до 5 мая по этому вопросу может быть организовано голосование на заседании парламента. И хотя прозападная президент Грузии Саломе Зурабишвили обещала наложить вето на данный закон, этот шаг лишь отсрочит его принятие: для преодоления президентского вето будет достаточно 76 голосов депутатов, тогда как у парламентского большинства имеются 83.