01.05.2024 11:00
Культура

В МХТ представили "Стоиков" Дмитрия Данилова

Текст:  Инга Бугулова
Российская газета - Федеральный выпуск: №105 (9347)
На Малой сцене МХТ им. Чехова выпустили "Стоиков" - пьесу с таким названием написал известный драматург Дмитрий Данилов. "Человек из Подольска", "Саша, привет!", "Сережа очень тупой" - эти и другие его произведения с успехом ставят на сценах по всей стране (и не только), но "Стоики", можно сказать, эксклюзив: Дмитрий Данилов создал эту историю специально для Художественного театра. Только в Камергерском ее и можно теперь увидеть, а к этой интриге добавляется еще одна - небольшой, но многообещающий актерский состав.
"Стоики" - о столкновении двух поколений и взглядов на жизнь. С необычными поворотами сюжета. / Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова/Александра Торгушникова
Читать на сайте RG.RU

На первый взгляд, все просто: "Стоики" - о столкновении двух поколений, двух взглядов на жизнь. Мать хочет наконец познакомиться с парнем, с которым уже какое-то время живет ее дочь. Пара нехотя (что за пережитки?) приходит в гости к родителям - вместе с матерью их встречает отчим девушки, но… Улыбки натянуты, разговор не клеится и с важного - попыток матери понять детей и оценить серьезность их совместных планов на жизнь - то и дело соскальзывает в пустую бессмыслицу фраз.

Но Дмитрий Данилов не был бы собой, если бы не "обернул" этот прозаический сюжет совсем не обычными обстоятельствами. Герои живут в мире постоянной неопределенности и нескончаемых катаклизмов, где нет никакой уверенности в завтрашнем дне. О том, что постоянно происходит нечто из ряда вон выходящее, сообщает телевизор: старшие смотрят его по привычке и охают, младшие - прячутся от новостей в своих смартфонах. Какие драмы происходят где-то - непонятно: до зрителей доносятся обрывки сообщений то о вертолетах с гуманитарной помощью, то о количестве жертв, то о природных катастрофах… Штрихами, без подробностей, обозначены и сами герои (имен у них нет, одеты все четверо в одинаковые костюмы), и окружающая их обстановка - серые острокрышие домики, по которым время от времени пробегает сканирующий зеленый луч. Не за что глазу зацепиться. Где находятся герои, кто они и из какого времени - зритель для себя решает сам.

Герои то и дело повторяют слова про "зону ответственности" и "возделывание своего сада"

Выход из этой нескончаемой депрессии, как выясняется, перед героями один - стоицизм с его непоколебимым принципом: "Делай, что должно, и будь что будет". На этом стоит отчим (Александр Усов), и он настойчив: его колонки о бейсболе давным-давно никто не читает - не до бейсбола нынче, но он продолжает исправно смотреть предсказуемые матчи и писать обзоры в канал, у которого лишь 30 подписчиков. Этим и держится. Ну, еще пьет. У парня (Павел Табаков) свой концептуальный принцип - он занят современным искусством: снимает на видео неподвижные предметы. Например, стену. В его канале всегда должно быть ноль подписчиков - и даже если кто-то подписался, его сразу удаляют.

Валерий Гергиев - о судьбе театров после объединения Мариинки и Большого

Два мироощущения диаметрально противоположны лишь на первый взгляд - ненужные профессиональные разборы бейсбольных матчей столь же бессмысленны, как и полуторачасовое видео бетонной стены.

Все стоики - а в их числе и девушка (Мария Фомина) - максимально разумны, в их словах все логично: в конце концов, что мы можем сделать, чем помочь, когда беда где-то далеко от нас? Или когда эта самая беда гораздо больше нас самих и все усилия - даже не капля в море?

Герои то и дело повторяют слова про "зону ответственности", "возделывание своего сада". Но за таким рациональным "здравым смыслом" - пусть все крушится, а я сосредоточусь на своих делах, чтоб не растрачиваться попусту, - и обнажается все самое ужасное: пустыня равнодушия, каждый не видит никого вокруг. Как раз об этом ледяная реплика парня: "Другой человек - это уже не моя зона ответственности". Это он, между прочим, о своей любимой.

Отчим о будущем зяте примерно теми же словами: "Познакомились с совершенно посторонним человеком". Ни чувств, ни интереса, все едино. Формула "делай, что должен" выворачивается ужасающей изнанкой: "ничего не делай - и будь что будет".

Разогнать этот морок пытается мать (замечательная роль Светланы Колпаковой), она единственная мечтает связать семью воедино - вызвать какое-то тепло друг ко другу. Удастся ли? Едва ли.

Почти весь спектакль герои сидят в своих домиках, разделенные стенами, и даже когда разговаривают, смотрят не друг на друга, а куда-то вперед. Искра не пробегает, никаких пересечений. Сцена встречи - вроде бы собрались вместе - издевательски "мультяшна": чрезмерны эмоции, дежурны скороговорки, саундтрек нелеп, словно из детской компьютерной бродилки. Все тут понарошку.

Есть ли спасение? И где тут выход?

"Дмитрий Данилов не дает ответа, что было дальше, - объясняет режиссер Денис Азаров. - На репетициях мы даже шутили, что может, нам дописать второй акт, в котором родители пойдут в гости к детям? И опять ничего не произойдет и не изменится. Вообще вся эта пьеса - одна большая пауза, но главное в ней - попытки людей пробиться друг к другу, стремление человека оставаться человеком. Пожалуй, даже в ситуации безысходности этих попыток отставлять нельзя".

А что подумали зрители? В конце концов, это ведь тоже личное дело каждого.

Ну, может, в зеркале себя увидели - и то спасибо.

Прямая речь

Актриса Светлана Колпакова (в спектакле - мать):

- Моя героиня - единственная, кто хочет выбраться из этих серых стен и надеется на что-то. Именно она является двигателем контакта, взаимопонимания. Ведь если рядом есть человек - это уже спасение. И в пьесе друга без друга герои не спасутся. Мне очень хочется увести всю эту историю в свет. Хочется, чтобы это было все-таки про жизнь, а не про смерть.

Актер Александр Усов (отчим):

- Этот текст настолько актуален и содержателен, что мне кажется, что наш небольшой спектакль мог бы быть еще короче. Философию своего героя я не разделяю, но я ее понимаю. Его стоицизму можно противопоставить отношения с женой - они спасительны, способность понимать и принимать - это то, что может спасти. Почему он пьет? Отвечу пословицей - "Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке". Алкоголь помогает говорить честно, а все в этой истории нуждаются в правде.

Драматический театр